Краткое Содержание |
СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ (Рассказ, 1894) Данко — персонаж второй сказки старухи Изергиль, воплощающий идеальный тип романтического героя — «Прометея». В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Д. играет роль вожака, который в критический момент освещает темный путь светом своего горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди быстро забывают о погибшем ради них герое; о его горящем сердце напоминают, по словам Изергиль, лишь голубые искры, летающие по степи. Изергиль — главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также две сказки (о Ларре и Данко). Композиционно «автобиография» И. располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм — и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования (ср. ее афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни <...> всегда есть место подвигам»). Внешний облик И., которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с главной темой ее повествования: она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены любовников И.: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозяин гарема, где жила И.; его шестнадцатилетний сын, с которым И. бежала; монах-поляк, который из-за И. покидает монастырь. В Польше И. становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, которого затем спасает из плена, убив часового. Подобно Ларре и Данко, И. предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше». Ларра — персонаж первой сказки старухи Изергиль, воплощающий тип «сверхчеловека»-индивидуалиста, гордого одиночки-скитальца. История Л. перекликается с мифом об Агасфере. Имя персонажа указывает на связь с романтической традицией начала XIX в. (ср. одну из «восточных» поэм Байрона — «Лара»). Л. — сын женщины и орла, и этим аллегорически обозначается «двусоставность» его личности. Герой убивает отвергнувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей среды. Не выдержав одиночества, он пытается покончить с собой, одна- ко всякий раз чудесным образом остается невредим: бессмертие становится для него наказанием, Л. превращается в вечного скитальца, тень которого, по словам Изергиль, напоминает о грехе гордости. |