Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ
(Рассказ, 1894)
Данко — персонаж второй сказки старухи Изергиль, воплощающий 
идеальный тип романтического героя — «Прометея». В аллегорическом 
повествовании о людях, живущих в темном лесу, Д. играет роль вожака, 
который в критический момент освещает темный путь светом своего 
горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди 
быстро забывают о погибшем ради них герое; о его горящем сердце 
напоминают, по словам Изергиль, лишь голубые искры, летающие по 
степи.
Изергиль — главная героиня рассказа, старая молдаванка, 
рассказывающая историю своей жизни, а также две сказки (о Ларре и 
Данко). Композиционно «автобиография» И. располагается между 
сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух 
полярно противоположных сказочных персонажей: крайний 
индивидуализм — и стремление к яркому и исключительному, вплоть 
до самопожертвования (ср. ее афоризм:
«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где 
это можно. В жизни <...> всегда есть место подвигам»). Внешний облик 
И., которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с 
главной темой ее повествования:
она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее 
жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены 
любовников И.: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозяин 
гарема, где жила И.; его шестнадцатилетний сын, с которым И. бежала; 
монах-поляк, который из-за И. покидает монастырь. В Польше И. 
становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, 
которого затем спасает из плена, убив часового. Подобно Ларре и 
Данко, И. предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, 
«больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и 
лучше».
Ларра — персонаж первой сказки старухи Изергиль, воплощающий тип 
«сверхчеловека»-индивидуалиста, гордого одиночки-скитальца. 
История Л. перекликается с мифом об Агасфере. Имя персонажа 
указывает на связь с романтической традицией начала XIX в. (ср. одну 
из «восточных» поэм Байрона — «Лара»). Л. — сын женщины и орла, и 
этим аллегорически обозначается «двусоставность» его личности. Герой 
убивает отвергнувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей 
среды. Не выдержав одиночества, он пытается покончить с собой, одна-
ко всякий раз чудесным образом остается невредим: бессмертие 
становится для него наказанием, Л. превращается в вечного скитальца, 
тень которого, по словам Изергиль, напоминает о грехе гордости.
Hosted by uCoz