Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ОБМЕН
(Повесть. 1969)
Дмитриев Виктор Георгиевич — главный герой повести, 
тридцатисемилетний сотрудник НИИ, потомственный москвич и 
интеллигент. У него смертельно заболела мать, и жена, до того 
откровенно не любившая свекровь, вдруг предложила мужу срочно 
обменять их квартиры на одну большую и поселиться вместе с матерью, 
то есть использовать ее близкую смерть для увеличения их 
жилплощади. Оскорбленный душевной глухотой жены, Д. тем не менее 
начинает действовать — консультируется с бывалыми людьми, покорно 
сносит брезгливое отношение к себе окружающих, а самое главное — 
едет к больной матери для переговоров, понимая, что добивает этим 
мать — она еще не все знает о своей болезни и надеется на 
выздоровление.
Д., «не очень уже молодой, полноватый, с нездоровым цветом лица, 
с вечным запахом табака во рту», хоть и чувствует иногда по утрам 
приливы сил и надежд на перемены, но давно уже про себя знает, что 
его активная жизнь кончена — он «ведомый» у жены. В юности мечтал 
стать художником и имел для этого основания, но после неудачи на 
вступительных экзаменах в художественный институт с отчаяния пошел 
в технический. По окончании института мог поехать по распределению 
на интересную работу — Д. «предлагали разные заманчивые одиссеи», 
но к этому времени уже родилась дочь и нужно было заниматься 
семьей. «Поздно», — сказала ему жена, и Д. внутренне соглашается с 
нею. Работает в НИИ, связанном с геологией. Попытки написать (под 
совместным давлением матери и жены) диссертацию кончились 
неудачей — не хватило работоспособности и честолюбия. Зато Д. с 
помощью жены занимает очень выгодную должность в НИИ, 
предназначавшуюся для его друга.
Его полную подчиненность жене родные Д. считают отходом от 
традиций семьи Дмитриевых, принадлежавшей к дореволюционной 
московской интеллигенции. Д. тяжело переживает разлад с 
родственниками, но попытки помирить жену с матерью остаются 
безрезультатными. Тем не менее определение Д. как «предателя», 
принадлежащее сестре Д., выглядит небесспорным, поверхностным. Д. 
хорошо чувствует в своих родственниках перерождение 
интеллигентского кодекса поведения в отдаляющуюся от реальной 
жизни риторику, превращение интеллигентности в своеобразное 
кастовое сознание, в котором его семья определяется как «мещанская».
Разлад жены с его родней Д. воспринимает как противостояние 
реалистов и идеалистов. Д. любит жену, остро чувствуя в ней обаяние и 
силу реальной жизни. Осознавая нравственные издержки в жизненных 
установках, Д. оправдывает ее: кто ж виноват в том, что жизнь такова, 
какова есть, а не такова, какой нам бы хотелось ее видеть. Д. не 
сопротивляется своему внутреннему сближению с женой и ее 
семейством: «не так плохо породниться с людьми чужой породы. 
Впрыснуть свежую кровь. Попользоваться чужим умением. Неумеющие 
жить при долгом совместном житье-бытье начинают немного тяготить 
друг друга — как раз этим своим благородным неумением, которым 
втайне гордятся». «Умение жить» его жены и ее родственников 
восхищает и пугает его. Отказавшись от кастового интеллигентского 
сознания, Д. чувствует себя тем не менее беспомощным в отношениях с 
жизнью; он душевно дрябл, нерешителен, все более становится 
потребителем умения своей жены жить. Таков же он в отношениях с 
Таней, бывшей короткое время его любовницей и продолжающей 
любить его. Д. приходит мысль, что Таня была бы для него лучшей 
женой, но сделать решительный шаг Д. не в состоянии. В его 
отношениях с Таней есть некоторое потребительство — он пользуется 
ее сочувствием, душевным пониманием, помощью, но сам ничего дать 
ей не в состоянии. Да это особенно и не заботит его.
В финале повести, после смерти матери и «удачного» завершения 
хлопот с обменом, Д. «как-то сразу сдал, посерел. Еще не старик, но уже 
пожилой, с обмякшими щечками дяденька».
Дмитриев Федор Николаевич (Дед) — дед Виктора Дмитриева. 
«Очень стар — семьдесят девять, — таких стариков осталось в России 
немного, а юристов, окончивших Петербургский университет, еще 
меньше, а тех из них, кто занимался в молодости революционными 
делами, сидел в крепости, ссылался, бежал за границу, работал в 
Швейцарии, в Бельгии, был знаком с Верой Засулич, и вовсе раз-два, и 
обчелся». Д. был «маленького роста, усохший, с сизовато-медной 
дубленой кожей на лице, с корявыми, изуродованными тяжелой 
работой, негнущимися руками, всегда аккуратно одевался, носил 
рубашки с галстуком...». (В тексте сказано, что к середине пятидесятых 
годов «Дмитриев не видел деда много лет», что тот «недавно вернулся в 
Москву, был очень болен и нуждался в отдыхе» — из этих деталей 
опытный читатель начала семидесятых годов вычисляет, что дед 
прошел через лагеря.) Считает, что «нет глупее, как искать идеалы в 
прошлом. С интересом он смотрит только вперед, но, к сожалению, он 
увидит немногое». Живет одно лето на даче у Дмитриевых, наблюдает 
начало супружеской жизни Дмитриева и Лены, первые споры между се-
мейными кланами Лукьяновых и Дмитриевых, не поддерживая 
отчетливо ни одну из сторон. Д. первый указывает Дмитриеву на 
барство, бестактность его жены и тещи, насмешливо воспринимает их 
«умение жить». И в то же время в споре с Ксенией Федоровной 
категоричен в отрицании права интеллигентного человека на презрение. 
Единственный из семьи Дмитриевых, к кому Лена относилась с 
уважением.
Дмитриева Ксения Федоровна — мать Дмитриева, работает 
«старшим библиографом одной крупной академической библиотеки». 
Добра, бескорыстна, деликатна, старается во всем следовать старым 
интеллигентским нормам поведения, «...мать постоянно окружают 
люди, в судьбе которых она принимает участие. В ее комнате подолгу 
живут какие-то пожилые полузнакомые люди... случайные 
приятельницы по домам отдыха, желающие попасть к московским 
врачам, или провинциальные девочки и мальчики, дети отдаленных 
родственников, приехавшие поступать в институты. Всем мать 
старается помогать совершенно бескорыстно... Пожалуй, точнее так: 
любит помогать таким образом, чтобы, не дай Бог, не вышло никакой 
корысти. Но в этом-то и была корысть: делая добрые дела, все время 
сознавать себя хорошим человеком». С первой же встречи с Леной 
чувствует в ней чужого для себя человека и беспомощно предостерегает 
сына. В дальнейших взаимоотношениях с Леной, как правило, уступает 
ей. Но может быть и «гранитной», когда в семье обсуждаются вопросы 
нравственности. Услышав от своего отца фразу о том, что глупо кого-
либо презирать, возражает: «Если мы откажемся от презрения, мы 
лишим себя последнего оружия». Ей принадлежит в повести 
формулировка того, что произошло с сыном в семейной жизни: «Ты уже 
обменялся, Витя. Обмен произошел...т. е. «олукьянился» — по 
терминологии сестры Дмитриева. Заболев, поначалу не осознает всей 
серьезности происходящего, надеется на выздоровление, но после раз-
говора с сыном, предложившим ей съезжаться, быстро понимает, в чем 
дело, и дает согласие.
Лена (Елена Ивановна, в девичестве— Лукьянова) — жена 
Дмитриева, «занималась переводами английских технических текстов и, 
как говорили, была отличной переводчицей, даже участвовала в 
составлении какого-то специального учебника по переводу». Главная ее 
черта — умение добиваться своего: «она вгрызалась в свои желания, как 
бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой 
соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. 
Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не 
превращались в плоть. Великое свойство! Прекрасное, изумительное, 
решающее для жизни. Свойство настоящих мужчин». Решительна, 
инициативна, обладает сильным характером, легко находит общий язык 
с разными людьми, особенно с нужными. В повести подчеркивается ее 
чисто женская притягательность для Дмитриева, ее обостренный вкус к 
жизни. Заботится о семье, о муже, по-своему понимая его благо. Иногда 
улавливает и воплощает те желания Дмитриева, о которых он сам не 
догадывается. Оборотная сторона этих качеств — нравственная не-
разборчивость в средствах. Может быть бестактна и высокомерна. Муж 
обвиняет ее в «недоразвитости чувств», наличии «недочеловеческого». 
Устраивая по просьбе родных Дмитриева его друга Левку Бубрика на 
интересную и выгодную работу, Л. в последний момент решает, что 
должность эта больше подходит для ее мужа и устраивает на это место 
Дмитриева. При этом возмущение родных и друзей Дмитриева 
принимает на себя:
«Виновата я, одна я, Витьку не вините!» Проницательна, хорошо видит 
смешные и нелепые черты окружающих. В столкновении с семьей 
Дмитриевых, которые ее откровенно не любят, защищается понятием 
«ханжество», издевается над выморочностью и риторичностью их 
кодекса поведения, остро чувствуя свое превосходство над сестрой и 
матерью Дмитриева в умении жить реальной жизнью. Чувствует себя 
уязвленной презрительным к себе отношением свекрови и золовки, 
оправдывает свои поступки тем, что старается для блага семьи и чуть ли 
не жертвует собой. Все осуждают ее, хотя муж сполна пользуется 
плодами достижений.
Лора (Дмитриева Лора Георгиевна) — сестра Дмитриева. По 
профессии археолог. Месяцами пропадет с мужем Феликсом в 
экспедициях. «Черные с сединой волосы... загорелый лоб — ежегодные 
пять месяцев в Средней Азии сделали ее почти узбечкой». Не слишком 
счастлива в личной жизни, о муже, с которым у нее до этого годами 
тянулся вялый, безрадостный роман, говорит, что он редкостно 
бестактен. Самый категоричный хранитель «интеллигентских» 
традиций семьи Дмитриевых. Главный враг Лены в их семье. «Лора так 
и не научилась заглядывать немного глубже того, что находится на 
поверхности. Ее мысли никогда не гнутся... Как же не понимать, что 
людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели». 
Называет Дмитриева предателем. На похоронах деда вопросом, поедет 
ли он на поминки, дает понять брату, что семья считает его чужаком.
Лукьянов Иван Васильевич, как и жена, был из породы «умеющих 
жить». «Главной его силой были связи, многолетние знакомства... 
начинал когда-то у хозяина в городе Кирсанове, но уже с 1926 года... 
когда его выдвинули на директора фабрики... он двинулся по линии 
административной. Когда Дмитриев познакомился с ним, Иван 
Васильевич был уже сильно стар, грузен, страдал одышкой, пережил 
инфаркт, всяческие невзгоды и бури вроде снятия с работы, партийных 
взысканий, восстановлении, назначений с повышениями, клевет и 
наветов разных мерзавцев, норовивших его погубить, но, как 
признавался он сам, «в отношении этих моментов спасался только 
одним: был начеку». Привычка к постоянному недоверию и 
неусыпному бдению втерлась в его натуру настолько, что Иван 
Васильевич проявлял ее повсюду». Образы Лукьяновых даны в повести 
несколько шаржированно.
Лукьянова Вера Лазаревна — теща Дмитриева, приходила к ним 
почти ежедневно под предлогом помощи, «а на самом деле с 
единственной целью — беспардонно вмешиваться в чужую жизнь». 
Душевно неразвита, мстительна, подозрительна. Претенциозна в 
манерах, болезненно самолюбива, претендует на причастность к новой 
элите. С гордостью вспоминает своего дядю — владельца кожевенных 
мастерских. Зятя, а заодно и всю его родню, презирает за никчемность.
Таня — бывшая любовница Дмитриева. Коллега по работе. Любит 
Дмитриева. Единственная женщина, рядом с которой он чувствует себя 
полноценным человеком и постоянно думает, что она была бы ему 
лучшей женой, чем Лена. Умна, душевно чутка, тактична, .способна 
прощать многое и сострадать. Разошлась с мужем после романа с 
Дмитриевым, не имея никаких надежд на замужество с ним. 
Единственный человек, от которого Дмитриев может принять помощь, 
не чувствуя себя униженным. Но, пользуясь добротой, чуткостью Т., 
Дмитриев испытывает к ней только благодарность, ничего более. «Ей 
тридцать четыре, еще молодая женщина, но за последний год она 
здорово сдала... Уж очень она похудела, тонкая шея торчит из ворот-
ничка, на худом лице из просяной, веснушчатой бледности одни глаза 
— добрые — сияют во всегдашнем испуге». «Еще недавно, год назад, в 
ее высокой фигуре было что-то, волновавшее Дмитриева... Но теперь 
ничего не осталось... Теперь это была просто высокая, худая, очень 
длинноногая женщина с пучком крашенных хною волос на тонкой 
шейке».
Hosted by uCoz