Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

МЫ
(Роман-антиутопия, 1920)
Д-503 (Д)— мужской «нумер», главный герой-рассказчик, автор 
записок, составляющих текст романа; позиция героя двойственна: он 
испытывает духовную эволюцию и в то же время с тревогой 
регистрирует происходящие изменения как нежелательные (до 
определенного момента) отступления от «нормы». Д — инженер и 
математик, конструктор и строитель космического корабля «Интеграл», 
название которого символизирует вершинную цель Единого 
Государства — «проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной». 
В начале романа Д выступает как безусловный адепт тоталитарной 
идеологии — «идеальной несвободы». В то же время обращается 
внимание на его волосатые руки — атавизм, явно противостоящий 
всеобщей «упорядоченности». Услышав игру 1-330 на рояле, Д не 
может смеяться над древней музыкой, как остальные «нумера», и это 
беспокоит его. Успокаивается он лишь в объятиях 0-90. Когда вскоре I 
назначает ему свидание, Д соглашается, хотя героиня его «раздражает, 
отталкивает, почти пугает». В Древнем Доме герой со страхом 
чувствует себя «захваченным в дикий вихрь древней жизни». Однако на 
предложение I пропустить общеобязательную лекцию он отвечает 
отказом. Наутро в вагоне подземной дороги Д встречает одного из 
Хранителей (т. е. сотрудника тайной полиции), 8-4711, которому 
рассказывает о том, что был с 1-330 в Древнем Доме хотя формального 
доноса не делает. Вечером, намереваясь все же сделать донос, герой 
встречает 0-90, проводит время с ней, и положенное для доноса время 
оказывается упущенным. В разговоре с поэтом R-13 Д защищает 
«знание»; однако собеседник говорит: «Знание ваше это самое — 
трусость. <...> Просто вы хотите стенкой обгородить бесконечное, а за 
стенку-то и боитесь заглянуть».
В своих записках Д повествует о принятом ритуале исполнения 
приговоров над преступниками против Единого Государства:
он видит в казнях аналог величественным жертвоприношениям древних 
времен. Д получает письмо от I, которая «записалась на него» (т. е. 
сделала положенную заявку на сексуальную связь) и приглашает героя к 
себе. Явившись к ней, Д под влиянием «соблазна» впервые отчетливо 
осознает собственное «раздвоение»:
«Мы, на земле, все время ходим над клокочущим, багровым морем огня, 
скрытого там — в чреве земли. Но никогда не думаем об этом. И вот 
вдруг бы тонкая скорлупа у нас под ногами стала стеклянной, вдруг бы 
мы увидели... <...> Я стал стеклянный. Я увидел — в себе, внутри. <...> 
Было два меня. Один я, прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой... 
Раньше он только чуть высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а 
теперь вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски 
и... что тогда?» Однако, поняв, что через 5 минут он должен быть дома 
(появляться на улицах после 22.30 запрещено), герой буквально убегает 
от I. Д проводит бессонную ночь и признается себе: «Я гибну. Я не в со-
стоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством». 
Герой испытывает кризис веры и впервые видит себя в зеркале 
отстранено, как какого-то «его». R-13 рассказывает Д замысел своей 
поэмы о «возвращенном рае», в котором живут ныне люди Единого 
Государства, не различающие добра и зла, подобно Адаму и Еве. 
Замысел поэта полон иронии по отношению к тоталитарному обществу, 
однако Д принимает пародийный панегирик за истинный. I звонит 
герою, назначает ему свидание, ведет его в Медицинское Бюро, где Д 
получает фиктивную справку о болезни; затем они летят в Древний 
Дом, где происходит их долгожданное сближение. Домой Д 
возвращается один, поскольку I таинственно исчезает. Пришедшая 
вечером к герою 0-90 говорит ему: «Вы не тот, вы не прежний, вы не 
мой!» Д, который теперь живет не в «разумном», а в «древнем, 
бредовом» мире, понимает справедливость слов О, но ничего не может 
объяснить ей.
На своем рабочем месте — на эллинге, где строится «Интеграл», Д. 
чувствует, что ему, «преступнику отравленному — здесь не место», 
поскольку идея Единого Государства (и, соответственно, корабля) 
перестала быть для него смыслом жизни. Не видя I в течение 
нескольких дней, Д бродит возле ее дома и пропускает начало 
общеобязательной лекции. Встретившемуся «хранителю» 8 герой 
говорит, что направляется в Медицинское Бюро. S сопровождает его; в 
Бюро Д встречает знакомого доктора, который говорит ему: «Плохо 
ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа». Более того, по 
словам врача, человечеству грозит эпидемия этого заболевания. Герой 
идет к Древнему Дому вдоль Зеленой, или Стеклянной, Стены, 
отделяющей идеальный мир Единого Государства от «дикого зеленого 
океана» — царства природной стихии. В Доме Д ищет I, но видит из 
окна 8. Пытаясь спрятаться от него, Д входит в платяной шкаф, 
оказывающийся лифтом; опускается в подземный коридор и за одной из 
дверей встречается со знакомым доктором. Появившаяся I выводит 
героя на улицу, назначив свидание на послезавтра. Д окончательно осоз-
нает, что математика не может полностью объяснить мир: область 
иррациональных чисел ассоциируется для него с «душой».
Герой получает письмо от О, которая готова пожертвовать своей 
любовью ради его благополучия, а также записку от I, которая просит Д 
имитировать любовное свидание с ней (спустить шторы на прозрачных 
стенах). Д присутствует на лекции о «детоводстве», где видит О, но не 
говорит с ней. Вернувшись домой, он застает О в своей комнате: она 
готова расстаться с ним, но хочет иметь от него ребенка. Д использует 
«розовый талон» (разрешение на сексуальную связь), присланный ему I 
вместе с запиской. Через несколько дней герой опять отправляется в 
Древний Дом; по дороге встречает S, который советует ему быть осто-
рожнее. Во время очередной массовой прогулки некая женщина 
пытается помешать стражнику избивать государственного преступника. 
Д, которому кажется, что эта женщина — I, бросается ей на помощь; 
ему удается избежать ареста лишь благодаря вмешательству все того же 
S, якобы случайно оказавшегося рядом. Во время долгожданного 
свидания с I та почему-то задает Д вопрос о том, скоро ли будет 
окончен «Интеграл», а также намекает на что-то, что должно произойти 
в праздничный День Единогласия. Герой сравнивает этот праздник, 
который он любит с детства, с «Пасхой» древних; это день 
демонстрации единодушия, когда совершаются фиктивные «выборы» 
главы государства — Благодетеля. Во время выборов I демонстративно 
голосует «против»; спасая ее, поэт R несет I в объятиях, однако Д из 
чувства ревности пытается помешать ему и сам спасает героиню. За-
писывая свои впечатления от этого дня, герой размышляет: «Неужели 
обвалились спасительные вековые стены Единого Государства? 
Неужели мы опять без крова, в диком состоянии свободы — как наши 
далекие предки?» По дороге на службу Д видит на стенах «листовки» с 
одним словом —«Мефи» (явная ассоциация с Мефистофелем). После 
работы встречается с I в коридоре под Древним Домом; она ведет Д за 
Зеленую Стену — в царство «стихии» и обросших шерстью лесных 
людей. I представляет им героя как единомышленника. Выступая перед 
ними, Д, потерявший голову, кричит: «Надо всем сойти с ума, 
необходимо всем сойти с ума — как можно скорее!» На следующий 
день, придя к нему, I сообщает, что в городе идет подготовка к неким 
масштабным медицинским мероприятиям. Глядя на волосатую руку Д, 
героиня предполагает, что в нем, должно быть, «есть несколько капель 
солнечной, лесной крови». На предложение I захватить «Интеграл» Д 
сперва отвечает отказом, но затем соглашается.
Узнав о предстоящей всем «нумерам» операции по «удалению
фантазии», Д полагает, что это и есть искомое всеобщее счастье, однако 
после свидания с I осознает, что «не хочет спасения» без нее. Перед 
испытательным полетом «Интеграла» Д видит на улице первую колонну 
оперированных — людей, у которых удалена фантазия: «не люди — а 
какие-то человекообразные тракторы». Во время полета корабля Д, 
поняв, что заговор раскрыт Хранителями, приказывает остановить 
двигатели, пытаясь устроить катастрофу, однако его помощник успевает 
подать другую команду, и корабль остается невредим. Едва 
пришедшего в себя героя вызывает к себе Благодетель — глава Единого 
Государства; он обвиняет Д в том, что он помешал людям реализовать 
древнюю мечту о рае, но самым страшным из того, что говорит 
Благодетель, оказывается для Д мысль, будто I вовсе не любила его и он 
интересовал заговорщиков только как строитель «Интеграла». На 
следующий день в городе начинается восстание: Стена взорвана, и Лес 
наступает. В суматохе Д не может найти I, но она сама приходит к нему. 
Это их последнее свидание, но вопрос о том, любит его I или нет, 
остается для героя нерешенным. Не в силах перенести сомнений, Д 
наутро бежит в Бюро Хранителей, где последовательно рассказывает S 
всю историю отношений с I; впрочем, оказывается, что тот и так все 
знает. Решив, что S тоже в числе заговорщиков, Д убегает и в конце 
концов оказывается в общественной уборной, причем его сосед занят 
тем, что математически доказывает «конечность Вселенной», сидя с 
записной книжкой и логарифмическим циферблатом в руках. 
Потрясенный «его твердостью в этот апокалипсический час», Д просит 
у соседа бумагу, на которой делает свои последние записи. При этом 
ему в голову приходит вопрос: «А там, где кончается ваша конечная 
Вселенная? Что там — дальше?» Однако в этот момент Д, как и всех 
присутствующих, хватают стражники; их подвергают «Великой Опера-
ции». Последняя запись сделана уже «новым» героем: от «прежнего» 
сохранился лишь почерк. «Новый» Д-503 абсолютно счастлив. На 
следующий день после операции он явился к Благодетелю и рассказал 
обо всем без каких-либо нравственных затруднений. Он спокойно 
наблюдал пытки, которым подвергли I и других заговорщиков. Герой 
полагает, что восстание удастся подавить. «Я надеюсь — мы победим. 
Больше: я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».
1-330 (I) — женский «нумер», «демоническая» соблазнительница 
главного героя. Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо-
гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, 
«острым углом вздернутые к вискам брови». Героиня воплощает 
«архаические», с точки зрения Единого Государства, представления о 
любви — страстной и мучительной. I назначает Д свидание в 
аудиториуме, в котором читается лекция о преимуществах современной 
музыки; здесь перед публикой она играет на «древнем» инструменте — 
рояле. Через несколько дней она приглашает Д в Древний Дом; 
иронически цитирует слова героя о «нелепой, нерасчетливой трате 
человеческой энергии» в древности. Переодевшись, она предстает перед 
Д в «старинном» платье — т. е. в одежде начала XX в.; предлагает ему 
остаться с ней — однако он отказывается, не решаясь пропустить 
лекцию. Через некоторое время I письмом приглашает Д к себе. 
Полушутя говорит ему, что, поскольку он вовремя не сделал доноса на 
нее, теперь он у нее в руках. Внбвь надевает соблазнительное платье, 
предлагает Д категорически запрещенный «нумерам» алкоголь. Когда 
герой от страсти теряет самообладание, I издевательски показывает ему 
на часы: через пять минут он должен быть у себя в комнате; Д в 
смятении убегает. По телефону I вновь назначает ему свидание, ведет 
его в Древний Дом и там отдается герою. Затем исчезает в потайной 
двери шкафа. При очередном свидании I спрашивает у Д, будет ли он 
всегда о ней помнить: она предчувствует близкую развязку. Во время 
«выборов» Благодетеля I демонстративно голосует «против», но поэт R-
13 и Д спасают ее от гнева толпы и ареста. С этого момента, по словам 
героини, «все известное кончилось». I ведет Д за Стеклянную Стену, где 
представляет лесным людям. Позже, придя к нему, она рассказывает, 
что после Двухсотлетней Войны часть побежденных спаслась от 
уничтожения и ушла в леса:
«Они учились там у. деревьев, зверей, птиц, цветов, солнца. Они 
обросли шерстью, но зато под шерстью сберегли горячую, красную 
кровь». Своих стороников I называет «Мефи», или «антихристианами». 
Героиня предлагает Д во время испытательного полета захватить 
космический корабль «Интеграл». Д обращается к I с просьбой спасти 
0-90, которая беременна от него, и I переправляет ее за Стену. Во время 
полета «Интеграла» I со своими сторонниками также находится на 
корабле; когда выясняется, что заговор раскрыт, она в запальчивости 
обвиняет Д в том, что донес он — «исполнил долг». Но когда в городе 
начинается восстание, I приходит проститься с героем, причем для Д 
так и остается не до конца понятно, любила его героиня или лишь ис-
пользовала как послушное орудие в политической игре. Когда Д, 
подвергнутый «Великой Операции», выдает всех заговорщиков, I 
подвергают пыткам в его присутствии, однако она не говорит ни слова; 
ясно, что, в числе прочих, она будет казнена.
0-90 (О) — женский «нумер»; в начале романа — «постоянная» 
сексуальная партнерша главного героя. Внешность героини 
ассоциируется с ее «именем»-инициалом: она небольшого роста, 
«круглая», розовая и синеглазая — напоминающая ребенка. С самого 
начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она 
во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на 
что не имеет права по законам Единого Государства. Узнав о романе Д с 
1-330, О, влюбленная в него, понимает, что Д уже не «принадлежит» ей; 
она пишет герою, что любит его и именно поэтому готова отказаться от 
него («снять свою запись»), чтобы не мешать ему быть с I. Во время 
лекции о «детоводстве» О инстинктивно бросается из зала на эстраду 
аудиториума, чтобы поддержать сидящего на столе ребенка, которому 
грозит падение. Вечером этого дня она приходит к Д и говорит, что 
хочет от него ребенка, несмотря на перспективу быть казненной. Д 
выполняет ее просьбу, воспользовавшись как «оправдательным» 
документом «розовым билетиком», полученным от I. Через некоторое 
время, встречая Д, О сообщает, что беременна. Д решает обратиться за 
помощью к I; ревнуя к ней, О отказывается от помощи, но затем 
соглашается на все ради спасения ребенка. Д дает ей записку к I, и О 
спасена. Ребенок, который должен у нее родиться, символизирует на-
дежду на победу над тоталитарной утопией.
Hosted by uCoz