Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание


КОТЛОВАН
(Повесть. 1930; впервые (1969); в СССР — 1987)
Вощев — главный герой повести. Фамилия персонажа ассоциативно 
связана со словами «общий», «тщетный», «воск». Повесть начинается с 
того, что В. в день тридцатилетия увольняют с механического завода за 
его «задумчивость среди общего темпа труда»: он размышлял о «плане 
всеобщей жизни» в надежде «выдумать что-нибудь вроде счастья». 
Отправившись странствовать, В. приходит в город, до вечера бродит по 
нему, а ночью засыпает на пустыре; однако его будит косарь, расчи-
щающий площадку для нового строительства, и по его совету В. идет в 
барак к рабочим, а утром вместе с ними отправляется копать котлован. 
Поработав несколько дней, герой вновь тоскует и говорит землекопам: 
«Говорили, что все на свете знаете, а сами только землю роете и спите! 
Лучше я от вас уйду — буду ходить по колхозам побираться: все равно 
мне без истины стыдно жить». Он думает: «Лучше б я комаром родился: 
у него судьба быстротечна». Постепенно В. «от истощения тяжелым 
трудом» смиряется с тоской. Глядя на приведенную Чиклиным девочку-
сироту Настю, В. надеется, что «это слабое тело, покинутое без родства 
среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла 
жизни, и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню». Через 
некоторое время В. уходит со строительства в деревню, «скрывается в 
одну открытую дорогу»; вскоре возвращается, принося весть об 
убийстве Сафронова и Козлова, отправившихся для организации 
колхоза. Потом вместе с Чиклиным вновь отправляется в деревню. 
Ночуя вместе с Чиклиным, В. говорит ему: «Мне страшна сердечная 
озадаченность <...> Мне все кажется, что вдалеке есть что-то особенное 
или роскошный предмет, и я печально живу». После раскулачивания В. 
собирает по деревне «все нищие, отвергнутые предметы, всю мелочь 
безвестности и всякое беспамятство — для социалистического 
отмщения. <...> со скупостью копил в мешок вещественные остатки 
потерянных людей». После того как Чиклин убивает Активиста (т. е. 
председателя колхоза), Вощев остается вместо него; он говорит 
крестьянам: «Теперь я буду за вас горевать!» Однако через некоторое 
время В. и «весь колхоз» являются на котлован: по словам героя, 
«мужики в пролетариат хотят зачисляться». Увидев мертвую Настю, В. 
не понимает, «зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина 
всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в 
котором истина стала бы радостью и движением».
Жачев — безногий калека, инвалид первой мировой войны, 
передвигающийся на тележке. «Зубов у инвалида не было никаких, он 
их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный 
остаток туловища; его коричневые, скупо отверзтые глаза наблюдали 
посторонний для них мир с жадностью обездоленности, с тоской 
скопившейся страсти». Персонаж отличается крайней агрессивностью, 
основанной на «классовой ненависти». Жачев еженедельно 
отправляется к Пашкину, «дабы получить от него свою долю жизни» — 
т. е. некоторое количество продуктов. Однако полученные продукты 
сам Ж. не употребляет (сливочным маслом, например, смазывает колеса 
своей тележки): «он нарочно стравливал продукт, чтобы лишняя сила не 
прибавлялась в буржуазное тело, а сам не желал питаться этим зажи-
точным веществом». От Пашкина Ж. направляется к Чиклину, ибо 
соскучился по нему; говорит, что хотел бы сжечь город, ибо его, Ж., 
«нахождение сволочи мучает». Когда ночью в барак к рабочим 
приходит тоскующий в одиночестве Прушевский, Ж. в качестве 
утешения предлагает ему «буржуйской пищи». Герой уверен, что новое 
общество надо строить лишь для детей. Увидев приведенную Чиклиным 
девочку, Ж. решает, что «как только эта девочка и ей подобные дети 
мало-мало возмужают, то он кончит всех больших жителей своей 
местности <...> убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в 
живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство». Ж. 
начинает возить Настю в детский сад. Когда Прушевский отправляется 
в колхоз к Чиклину и Вощеву, Ж. вместе с Настей отправляется вместе с 
ним. По поручению Чиклина Ж. «ликвидирует кулаков в даль» — 
отправляет их по реке на плоту. Позже, во время безостановочной 
автоматической пляски колхозников, Ж. останавливает их, по очереди 
опрокидывая на землю, как механических кукол. Когда Настя 
простужается и заболевает, Ж. вместе с Чиклиным доставляют ее на 
котлован. Когда девочка умирает, Ж. говорит Чиклину, что теперь не 
верит в коммунизм: «...я урод империализма, а коммунизм — это 
детское дело, за то я и Настю любил... Пойду сейчас на прощанье 
товарища Пашкина убью.
И Жачев уползает в город, более уже никогда не возвратившись на 
котлован».
Пашкин Лев Ильич — советский чиновник-бюрократ, председатель 
окрпрофсовета, В имени и отчестве персонажа комично сочетаются 
ассоциации одновременно с Троцким и Лениным. Явившись на 
строительство, П. упрекает землекопов за то, что «темп тих»; позже 
присылает дополнительную партию рабочих, набранную из случайных 
людей. П. приезжает на строительство через день — сперва верхом, 
затем на автомобиле. Благодаря его бюрократической «заботе», в бараке 
землекопов установлен «радиорупор, чтобы во время отдыха каждый 
мог приобретать смысл классовой борьбы из трубы». Когда отстающий 
землекоп Козлов делает общественную карьеру и превращается в 
профсоюзного чиновника, П. сам привозит его на котлован в автомоби-
ле. П. предлагает мастеровым отправиться в деревню для борьбы с 
кулачеством и проведения коллективизации. Когда котлован, вырытый 
по предварительному проекту, готов, П. докладывает «главному 
революционеру в городе», что запроектированный дом мал и не вместит 
всех пролетариев; «главный» распоряжается, чтобы котлован был 
расширен вчетверо, но П. по собственной инициативе приказывает 
увеличить его в шесть раз. Инженера Прушевского П. также направляет 
в колхоз. В конце повести Жачев, терроризировавший П., высказывает 
намерение убить его, однако судьба П. остается неизвестной.
Прушевский — инженер, производитель работ; о герое говорится, 
что это «не старый, но седой от счета природы человек». Он сам 
«выдумал» идею «общепролетарского дома» и руководит его 
строительством: по его проекту «через год весь местный класс 
пролетариата выйдет из мелкоимущественного города и займет для 
жизни монументальный новый дом»; однако П. не в состоянии 
«предчувствовать устройство души поселенцев общего дома». Герой 
давно ощущает, что достиг предела понимания «этого» мира, и поэтому 
постоянно предается размышлениям о смерти. Вечером, сидя в 
одиночестве в канцелярии, П. вспоминает, как «когда-то, в такой же 
вечер, мимо дома его детства прошла девушка, и он не мог вспомнить 
ни ее лица, ни года того события, но с тех пор всматривался во все 
женские лица и ни в одном из них не узнавал той, которая, исчезнув, все 
же была его единственной подругой». Ночью П. от тоски одиночества 
приходит в барак к рабочим: «Мне дома стало грустно и страшно». 
Потом ложится спать на место бодрствующего Чиклина, которому 
рассказал о некогда встреченной им девушке. Чиклин приводит П. к 
мертвому телу умершей дочери бывшего хозяина завода, утверждая, что 
она и была той самой девушкой. Позже, гуляя в поле, П. видит на 
горизонте (неясно, наяву или нет) белый светящийся город. Придя 
после этого в канцелярию, он садится «за составление проекта своей 
смерти». Однако в это время Чиклин приводит мужика, который просит 
вернуть его деревне впрок заготовленные и спрятанные в земле гробы, 
которые были найдены землекопами. П. приказывает вернуть гробы. 
Получив от Пашкина приказание увеличить котлован вшестеро по 
сравнению с первоначальным проектом, П. направляется на 
строительство, однако выясняется, что Чиклин уехал в деревню. Позже 
П. пишет ему письмо, сообщая, что Настя ходит в детский сад, а сам он 
скучает по Чиклину. По распоряжению Пашкина П. отправляется в 
колхоз; вместе с ним отправляются Жачев и Настя. В колхозе П. также 
чувствует себя одиноким: «Он не знал, зачем его прислали в эту 
деревню, как ему жить забытым среди массы, и решил точно назначить 
день окончания своего пребывания на земле». Однако к нему обраща-
ется одна из деревенских девушек, идущих в избу-читальню, и
Прушевский идет с ними, чтобы учить их. Вернуться на котлован он 
отказывается.
Сафронов — один из мастеровых, изначально отличающийся 
склонностью к абстрактным и поучительным рассуждениям (ср. его 
«вежливо-сознательное лицо» «с улыбкой загадочного разума»). Как и 
другим героям повести, С. знакомы сомнения в перспективности 
преобразовательных усилий перед лицом «всемирной невзрачности», 
однако они вытесняются рационально-бюрократическим 
мировоззрением. Прощаясь с Козловым, решившим делать карьеру по 
общественной линии, С. говорит ему: «Ты теперь как передовой ангел 
от рабочего состава, ввиду вознесения его в служебные учреждения». С. 
предлагает установить в бараке радио «для заслушания достижений и 
директив» — впрочем, соглашается и на предложение Жачева привести 
вместо радио девочку-сиротку: «Доставь нам на своем транспорте эту 
жалобную девочку — мы от ее мелодичного вида начнем тоже 
согласованно жить».
И С. остановился перед всеми в положении вождя ликбеза и 
просвещения, а затем прошелся убежденной походкой и сделал активно 
мыслящее лицо». Герой неоднократно выступает с казенно-
оптимистическими сентенциями; в частности, он заявляет: «Мы должны 
бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура 
капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра 
классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!» В репликах С. 
различимы отголоски расхожих политических лозунгов — о 
«ликвидации кулачества как класса», «обострении классовой борьбы» и 
т. п. Вместе с Козловым, превратившимся в профсоюзного активиста, С. 
отправляется в деревню для помощи в организации колхоза (аналогия с 
движением «двадцатипятитысячников»); оба они убиты «кулаками».
Чиклин Никита — пожилой рабочий, старший артели землекопов. 
Труд — основа жизни Ч.; он склонен продолжать работу даже после 
того, как рабочий день кончается. Герой одинок; ночью он вспоминает, 
как «в старое время», когда он работал на кафельно-изразцовом заводе, 
«дочь хозяина его однажды моментально поцеловала». Когда 
Прушевский рассказывает Ч. о девушке, встреченной однажды в 
юности, Ч. сразу догадывается, что это была «дочь кафельщика», и 
говорит: «У нас с тобой был один и тот же женский человек». Чтобы 
излечить Прушевского от тоски, Ч. намеревается найти и привести эту 
женщину; он идет на заброшенный кафельный завод, где в одном из 
помещений старого здания действительно находит ее лежащей на полу. 
Вскоре она умирает, а ее дочь Настю Ч. приводит в барак к строителям. 
Он ведет Прушевского посмотреть на останки некогда встреченной 
девушки, после чего заваливает дверь помещения, где она лежит, 
кирпичом и камнями, поясняя Прушевскому: «Мертвые тоже люди». 
Когда землекопы находят в овраге сто пустых гробов, спрятанных 
крестьянами впрок, Ч. забирает два из них для девочки: один в качестве 
кровати, другой — для игр, в качестве «красного уголка». Когда Вощев 
прибывает из деревни с известием об убийстве Сафронова и Козлова, 
Ч., захватив два гроба, вместе с Вощевым отправляется в колхоз. Ночь 
он проводит в сельсовете рядом с телами убитых, потом ложится спать 
между ними. Утром, обращаясь к убитым, Ч. говорит: «Пускай хоть 
весь класс умрет — так я один за него останусь и сделаю всю его задачу 
на свете! Все равно жить для самого себя я не знаю как!..» Ч. убивает 
мужика, который не может ответить ему на вопрос, кто убил Сафронова 
и Козлова. На следующий день Ч. смеете с Вощевым отправляется по 
деревне «искать мертвый инвентарь, чтобы увидеть его годность», посе-
щает несколько крестьянских изб и избу-читальню. Затем он заходит в 
церковь, чтобы прикурить трубку от свечи, и встречает попа-расстригу, 
доносящего на тех, кто приходит помолиться; узнав об этом, Ч. бьет его 
в лицо. Во время собрания крестьян Ч. вместе с Вощевым строит плот 
для «высылки» кулаков (он будет достроен Жачевым и Прушевским). 
Вместе с Настей и «самым угнетенным кулаком» — медведем-
молотобойцем — Ч. проводит раскулачивание. Позднее, узнав, что 
медведь в кузнице продолжает работать ночью, Ч. идет туда, чтобы 
помочь ему. Поняв, что Настя заболела, Ч. собирает для нее теплую 
одежду и укутывает. Когда Активист (т. е. председатель колхоза) 
забирает свой пиджак, которым укрыта Настя, Ч. одним ударом убивает 
его. Затем вместе с Жачевым, Настей и крестьянином Елисеем он 
возвращается на котлован. В жару Настя просит принести ей «мамины 
кости», и Ч. выполняет ее просьбу. Настя целует Ч. — так же внезапно, 
как некогда это сделала ее покойная мать, когда была девушкой. Ночью 
Настя умирает. Поскольку из деревни пришел в полном составе «весь 
колхоз» во главе с Вощевым, Ч. решает, что котлован должен быть еще 
шире и глубже: «Пускай в наш дом влезет всякий человек из барака и 
глиняной избы». Он работает до ночи и всю ночь, а в полдень начинает 
копать и долбить «в вечном камне» могилу для Насти, где хоронит ее 
один.
Hosted by uCoz