Краткое Содержание |
КЛОП (Феерическая комедия, 1929) Присыпкин Иван (Пьер Скрипкин) — главный герой комедии; в списке действующих лиц значится как «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Персонаж иллюстрирует тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и мещанского быта на несознательную и идейно нестойкую часть пролетариата. Действие первой половины пьесы происходит в Тамбове. П., который в годы военного коммунизма был активистом и членом партии, в период нэпа ощущает потребность в отдыхе «у тихой речки». Он намерен жениться на нэпманской дочке Эльзевире Ренессанс, фамилия которой содержит явную политическую аллегорию («возрождение» буржуазного уклада); при этом П. отвергает прежнюю возлюбленную — «работницу» Зою Березкину, не только поступая по-человечески непорядочно, но и совершая классовое предательство. Зоя покушается на самоубийство, но остается жива. Перед свадьбой П. (который даже свою плебейскую фамилию заменил «изящным» именованием «Пьер Скрипкин») берет урок «хороших манер» у своего нового приятеля и наставника Олега Баяна («самородок, из домовладельцев»). Во время «красной» свадьбы Присыпкина и Эльзевиры перепившиеся гости начинают драться. Возникает пожар; слишком поздно вызванные пожарные пытаются залить пламя, но дом рушится и погибают все, кроме Присыпкина, ко- торый оказывается в подвале вмерзшим в лед и таким образом сохраняется в течение нескольких десятилетий как бы в слое «вечной мерзлоты». Действие второй половины комедии происходит уже через пятьдесят лет, в 1979 г. — в утопическом коммунистическом обществе. Строители случайно обнаруживают глыбу льда с телом Присыпкина. Его доставляют в Институт человеческих воскрешении, и после всесоюзного радиоголосования принимается решение: «Воскресить». Пережившая полвека Зоя Березкина также присутствует при эксперименте. Воскресший Присыпкин понимает, что попал в иной, чуждый ему мир; единственное «кровно» родное существо — клоп, выживший и воскрешенный вместе с ним. Естественно, с клопом отождествляется сам герой (ср. название комедии). Как величайшую научную ценность клопа бережно водворяют в зоосад. Однако для его питания нужен «донор»; узнав об этом, тоскующий Присыпкин сам отправляется в зоосад и поселяется в клетке. Директор зоосада поясняет посетителям: «Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... и «обывателиус вульгарис». Оба водятся в затхлых матрасах времени. «Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница!» Увидев экскурсантов, Присыпкин обращается к ним с патетическим монологом, который на деле адресован зрительному залу: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас? Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!» |