Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

КЛОП 
(Феерическая комедия, 1929)
Присыпкин Иван (Пьер Скрипкин) — главный герой комедии; в 
списке действующих лиц значится как «бывший рабочий, бывший 
партиец, ныне жених». Персонаж иллюстрирует
тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и 
мещанского быта на несознательную и идейно нестойкую часть 
пролетариата. Действие первой половины пьесы происходит в Тамбове. 
П., который в годы военного коммунизма был активистом и членом 
партии, в период нэпа ощущает потребность в отдыхе «у тихой речки». 
Он намерен жениться на нэпманской дочке Эльзевире Ренессанс, 
фамилия которой содержит явную политическую аллегорию 
(«возрождение» буржуазного уклада);
при этом П. отвергает прежнюю возлюбленную — «работницу» Зою 
Березкину, не только поступая по-человечески непорядочно, но и 
совершая классовое предательство. Зоя покушается на самоубийство, но 
остается жива. Перед свадьбой П. (который даже свою плебейскую 
фамилию заменил «изящным» именованием «Пьер Скрипкин») берет 
урок «хороших манер» у своего нового приятеля и наставника Олега 
Баяна («самородок, из домовладельцев»). Во время «красной» свадьбы 
Присыпкина и Эльзевиры перепившиеся гости начинают драться. 
Возникает пожар; слишком поздно вызванные пожарные пытаются 
залить пламя, но дом рушится и погибают все, кроме Присыпкина, ко-
торый оказывается в подвале вмерзшим в лед и таким образом 
сохраняется в течение нескольких десятилетий как бы в слое «вечной 
мерзлоты». Действие второй половины комедии происходит уже через 
пятьдесят лет, в 1979 г. — в утопическом коммунистическом обществе. 
Строители случайно обнаруживают глыбу льда с телом Присыпкина. 
Его доставляют в Институт человеческих воскрешении, и после 
всесоюзного радиоголосования принимается решение: «Воскресить». 
Пережившая полвека Зоя Березкина также присутствует при 
эксперименте. Воскресший Присыпкин понимает, что попал в иной, 
чуждый ему мир; единственное «кровно» родное существо — клоп, 
выживший и воскрешенный вместе с ним. Естественно, с клопом 
отождествляется сам герой (ср. название комедии). Как величайшую 
научную ценность клопа бережно водворяют в зоосад. Однако для его 
питания нужен «донор»; узнав об этом, тоскующий Присыпкин сам 
отправляется в зоосад и поселяется в клетке. Директор зоосада поясняет 
посетителям: «Их двое — разных размеров, но одинаковых по 
существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... и «обывателиус 
вульгарис». Оба водятся в затхлых матрасах времени.
«Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного человека, 
падает под кровать.
«Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего 
человечества, падает на кровать. Вся разница!»
Увидев экскурсантов, Присыпкин обращается к ним с патетическим 
монологом, который на деле адресован зрительному залу: «Граждане! 
Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас? Когда же вас всех 
разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко 
мне! За что ж я страдаю?!»
Hosted by uCoz