Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

КАЛИНА КРАСНАЯ
(Киноповесть. 1973)
Егор Прокудин (воровская кличка — Горе) — главный герой 
повести, «сорокалетний, стриженый» уголовник, отсидев очередной 
(пять лет) срок, освобождается из заключения и по стечению 
обстоятельств вынужден поехать в деревню к девушке Любе, с которой 
познакомился по переписке. Едет он с намерением передохнуть после 
заключения. Всерьез к своей поездке и к тому, что говорил при 
расставании с начальником колонии («Сельским хозяйством займусь, 
женюсь»), Е. не относится. «Никем больше не могу быть на этой земле 
— только вором», — почти с гордостью говорит он о себе. О Любе же, к 
которой едет, думает так: «Ах ты, лапушка ты моя!.. Я хоть отъемся 
около тебя... Дорогуша ты моя сдобная!.. Задушу в объятиях!.. Разорву и 
сховаю! И запью самогонкой. Всё!» Но, оказавшись в знакомой по 
детству деревенской жизни, среди — чужих до того, но оказавшихся 
неожиданно родными — людей (Люба, ее родители, Петр), обнаружив 
неожиданную власть над собой самого уклада деревенской жизни и 
взаимоотношений, Е. вдруг почувствовал невыносимую боль оттого, 
что жизнь его прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную попытку 
переломить судьбу — становится трактористом, живет в доме Любы как 
ее муж; но появляются его бывшие дружки-блатари, не простившие ему 
измены воровскому делу, и убивают Е.
С образов Е. связана главная тема не только этой повести, но, может 
быть, и всего творчества Шукшина — драматизм людских судеб в 
стране, развороченной войной и социальными экспериментами; 
бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ 
жизни и среду обитания. Эмоциональный фон разработки этой темы: 
«обида» за русского мужика, и шире — «обида за человека вообще», за 
человека, сломанного обстоятельствами. («Шукшин 60-х болел душой 
за крестьянина. Шукшин 70-х болеет за человека — Л. Аннинский.)
Е. рос в деревне без отца, с матерью и пятью братьями и сестрами. 
В голодное для семьи время подростком Е. уезжает в город. Уезжает со 
страшной обидой на людей, на их бессмысленную жестокость. 
Однажды их единственная корова, кормилица Манька, пришла домой с 
пропоротым вилами боком. Кто-то просто так, по злобе лишил 
шестерых сирот кормилицы. Первым, кого встретил Е. в городе и у кого 
учился пробиваться к настоящей, красивой жизни, был вор Губошлеп. И 
вроде как пробился Е. «Иногда я бываю фантастически богат», — 
рассказывает он Любе. Праздника хочет душа Е., воли и красоты. «Не 
выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и 
завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду 
тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но 
резко, определенно».
Постепенно Е. выясняет, что не того просила его душа. «Я эти деньги 
вонючие... вполне презираю». Плата за воровскую вольницу оказалась 
непомерной для Е. — ощущение изгойства среди нормальных людей, 
необходимость врать. «Я бы не хотел врать <...> Мне всю жизнь 
противно врать <...> Я вру, конечно, но от этого <...> только тяжелей 
жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить свою жизнь совсем, 
вдребезги, только бы веселей и желательно с водкой». Тяжелейшим 
испытанием оказалась встреча с брошенной им матерью, подслеповатой 
старушкой Куделихой. Е. не проронил ни слова, только поприсутство-
вал при разговоре Любы и матери. От всей его яркой, рисковой, 
временами богатой и вольной жизни ничего не осталось в душе, кроме 
тоски. В облике Е. постоянно подчеркивается его «запаленность» 
жизнью: «ты, как конь в гору <...> только еще боками не 
проваливаешься. Да пена изо рта идет. Упадешь ведь. Запалишься и 
упадешь», — говорит ему Люба. Веселье, которому предается Е. на 
воровской малине, надрывное, истерическое. Попытка устроить в 
городке на свои деньги пьяный громкий загул кончается его ночным 
бегством в деревню, к Любе и ее брату Петру, — очень уж убог и 
противен для Е. вид собранных «для разврата» людей. В Е. борются его 
крестьянская закваска и искореженная воровской жизнью натура. Самое 
трудное для него — обрести душевный покой: «Душа у меня... 
наскипидаренная какая-то». По словам Шукшина, Егор умер оттого, что 
понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. Повесть должна 
была кончаться самоубийством Е., но у автора не хватило решимости на 
такую концовку.
Губошлеп — блатной авторитет, наставник Егора в его юности. 
«Весь он худой, как нож, собранный, странный своей молодой 
ненужностью, весь ушел в свои глаза. Глаза горели злобой». Чувствует 
в Егоре живую душу, маету и ненавидит его за это. Единственный, к 
кому может пойти Егор после освобождения. Их встреча и радостна для 
обоих, и напряженна. Егор ревнует к Г. свою блатную подружку 
Люсьен, огрызается на шутки Г. по поводу своей чувствительности. 
Дает Егору деньги на первое время. Во время облавы на малину Егор 
спасает всех, отвлекая погоню на себя. Когда же Егор поселяется в 
деревне, Г. посылает за ним гонцов и, наконец, сам является, чтобы 
убить отступника — «мстительная немощность его взбесилась:
этот человек оглох навсегда для всякого справедливого слова. Если ему 
некого будет кусать, он, как змея, будет кусать свой хвост».
Коля — бывший муж Любы, которого она прогнала за пьянство. 
«Высокий парень, довольно приятной наружности, с голубыми 
глазами». Приходит в дом «качать права», Егора встречает агрессивно 
— растягивает «в насильственной улыбке рот»: «А-а... Новый хозяин 
пришел. А я — старый, надо бы потолковать». На случай возможной 
драки с Егором привел троих приятелей. «Разговор» получился 
коротким — Егор спустил К. с крыльца, сбил с ног его приятеля, К. 
кинулся на Егора с колом, «наткнулсй; на его спокойный <...> зловеще 
спокойный взгляд» и остановился. «Пить надо меньше, дурачок <...> 
Кол-то выломал, а у самого руки трясутся», -— говорит ему на 
прощание Егор.
Люба (Любовь Федоровна Байкалова) — женщина, к которой 
приехал Егор после колонии отдохнуть и набраться сил и которую 
неожиданно для себя полюбил. «Довольно красивая молодая женщина, 
добрая и ясная». Во внешности Л. Егора поражает «доверчивость на 
лице». Отец говорит про Л.: «она у нас — последыш, а последыша 
жальче всех <...> Она хорошая девка, только все как-то не везет ей...» 
Была замужем, муж пил, выгнала. Письма, которые она получала от 
Егора из колонии, и фотография заставили ее почувствовать страдания 
несчастной души. При первой же встрече с Л. Егора обескураживает ее 
прямота, проницательность и твердость. Самому Егору не хватает сил 
быть таким честным, ясным и откровенным, он чувствует, что пасует 
перед ее решительностью. Егора притягивает ее способность 
чувствовать в нем главное. Именно встреча с Л. заставила Егора всерьез 
начать переоценку своей жизни.
Люсьен — бывшая подружка Егора, из блатных. «Скуластенькая» с 
«крашеной головой», встретив вышедшего из тюрьмы Егора, «повисла у 
него на шее <...> всего исцеловала. Глаза ее, чуть влажные, прямо сияли 
от неподдельной радости». На воровской малине услаждает всех 
пением, поет «негромко, красиво <...> хрипловато, но очень 
задушевно». Автор дает понять, что Л. родственная Егору душа: «Ах, 
как она плясала! Она умела <...> Вроде вколачивала каблучками в гроб 
свою калеку-жизнь...»
Петро (Петр Федорович) — брат Любы. «На редкость спокойный 
мужик, медлительный, но весь налит свинцовой разящей силой. Сила 
эта чувствовалась в каждом движении Петра, в том, как он медленно 
ворочал головой и смотрел маленькими своими глазами — прямо и с 
каким-то стылым, немигающим бесстрашием». Работает в совхозе 
шофером. Был на войне. Люба показывает Егору семейные фотографии: 
«А вот Петро наш... Во, строгий какой, а самому всего только <...> 
восемнадцать. Он в плен попал, потом наши освободили их.
Его там избили сильно <...> а больше нигде даже не царапнуло».
Егора встречает спокойно, без заготовленной заранее насто-
роженности, отмахивается от жены Зои, «продавщицы сельпо, 
членораздельной бабочки, быстрой и суетливой», панически 
воспринявшей появление в их доме бывшего заключенного. П. 
полагается только на собственное мнение, новый зять ему глянулся, они 
подружились. После убийства Егора бандитами П. гонится за их 
машиной на своем самосвале и догоняет. «Из «Волги» даже не успели 
выскочить ...Труженик-самосвал, как разъяренный бык, ударил ее в бок, 
опрокинул и стал над ней».
Hosted by uCoz