Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ
(Рассказ. 1911)
Желтков Г. С. (видимо, Георгий — «пан Ежий») — появляется в рассказе 
лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми 
глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, 
должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой 
может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта — получение 
княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного 
инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.
То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж., который семь лет назад 
влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но 
сейчас снова признавался в любви. В письме Ж. объяснял, что старинный 
серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были 
перенесены на новый, золотой, браслет. Ж. раскаивается в том, что прежде 
«осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет:
«Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская 
преданность». Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит 
историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в 
комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий 
для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: 
«Может быть, это просто ненормальный малый, маньак <...> может быть, твой 
жизненый путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят 
женщины и на которую больше не способны мужчины».
Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин 
решает возвратить браслет и пресечь переписку. Ж. поразил Шеина при встрече 
своей искренностью. Ж., испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с 
Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что 
присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об 
этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она случайно 
узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на 
растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо 
от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему 
Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни 
наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь 
заключается в любви к Вере:
|И|»Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата ^|<...> Уходя, я 
в восторге говорю: Да святится имя Твое». | Князь Шеин признается: Ж. не был 
сумасшедшим и сильно [Любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он 
разрешает Вере Проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та лю-
бовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого 
Ж. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», 
«умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих 
страдальцев — Пушкина и Наполеона».
Дома Вера застала знакомую пианистку — Женни Рейтер, которая сыграла 
ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым 
совершенным — «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере 
загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла 
большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался 
словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит 
только ей понятные слова: «...он меня простил теперь. Все хорошо».
У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика 
указывала, однако, на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского 
писателя Кнута Гамсуна.
Hosted by uCoz