Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ГАДЮКА
(Рассказ. 1928)
Зотова Ольга Вячеславовна — главная героиня; характерные 
черты внешности -+- «цыганское худое лицо», черные волосы — 
соответствуют страстному, взрывному характеру. Родилась и выросла в 
Казани в купеческой семье; ее детство и юность изображены в 
идиллических тонах: «Строгий зажиточный дом отца; гимназия, 
сентиментальные подруги, <...> девичьи увлечения заезжими 
артистами, <...> гимназический «кружок Герцена» и восторженные 
увлечения товарищами по кружку; чтение переводных романов и 
сладкая тоска по северным — каких в жизни нет — героиням Гамсуна, 
любопытство от романов Маргерита» и т. п. В начале гражданской 
войны, когда ей 17 лет, ее родители убиты ворвавшимися грабителями; 
девушку бандиты, уходя, пристукнули гирькой и подожгли дом; однако 
ее удалось спасти, причем она узнала одного из бандитов — гимназиста 
Вальку Брыкина. «Пятифунтовая гиря его вдребезги разбила радужный 
ледок Олечкиных снов. <...> Хрустнул он — и жизнь, грубая и 
страстная, захлестнула ее мутными волнами».
В госпитале 3. никто не навещает; «за эти дни она, должно быть, 
выплакала все слезы, отпущенные ей на жизнь». Один из пациентов 
госпиталя, раненый большевик Дмитрий Васильевич Емельянов — 
белозубый, с «ястребиными глазами», узнав историю девушки, говорит 
ей: «Вот вы, конечно, революцию только так воспринимаете, через это 
насилие... А жалко. <...> По всему миру собираемся на конях пройти... 
Кони с цепи сорвались, разве только у океана остановимся... Хочешь не 
хочешь — гуляй с нами». Слушая его, 3. чувствует головокружение, 
«будто она когда-то уже слышала такие слова, помнила этот оскал 
белых зубов, будто память вставала из тьмы ее крови, стародавние 
голоса поколений закричали: «На коней, гуляй, душа!..» Когда через 
несколько дней Казань занимают чехи, героиню в контрразведке 
обвиняют в связях с большевиками. Она проводит два месяца в тюрьме 
и понимает причину ареста: ее оговорил Брыкин — один из убийц ее 
родителей, боясь, что она донесет на него. Из соседней камеры 
доносятся звуки пытки: «Эта ночь, когда человек мучил человека, 
закрыла тьмой всю ее робкую надежду на справедливость, <...> она, 
расхаживая по диагонали камеры, нашла спасение: ненависть, мщение». 
К городу приближается Красная Армия, и всех заключенных рас-
стреливают в подвале тюрьмы; 3. ранена в грудь навылет. Когда 
красноармейцы выносят трупы, оказавшийся здесь Емельянов замечает, 
что девушка жива, и сам переносит ее в лазарет. Очнувшись и увидев 
Емельянова, 3. просит: «Поцелуйте меня», — но тот не решается 
сделать это. Он каждый день навещает ее, причем говорит: «Живучи вы, 
Ольга Вячеславовна, как гадюка...» Она рассказывает Емельянову: «Я 
так представляла себе: муж — приличный блондин, я—в розовом 
пеньюаре, сидим, оба отражаемся в никелированном кофейнике. И 
больше — ничего! И это счастье... Ненавижу эту девчонку...» Когда 3. 
выписывается из больницы, Емельянов поселяет ее в реквизированном 
особняке, и она живет одна. Несмотря на ее страстную любовь к нему, 
отношения между ними чисто дружеские. Через некоторое время 
Емельянов начинает обучать 3. кавалерийской езде, и за месяц она 
овладевает этим искусством, а также учится владеть клинком. «И как 
черт она была красива». 3. зачислена бойцом в эскадрон Емельянова и 
отправляется с ним на деникинский фронт. «В эскадроне все называли 
Ольгу Вячеславовну женой Емельянова. Но она не была ему женой. 
<...> Считаться женой было понятнее и проще».
Однажды, когда 3. везет пакет в дивизию, за ней гонятся два 
белогвардейца. В одном из них она узнает Брыкина и из карабина 
убивает его коня, который падает, придавив всадника. Второй, увидев, 
что перед ним женщина, не решается ударить ее шашкой, и она сама 
убивает его, после чего долго плачет. Полк отправляется в рейд по 
тылам неприятеля; в крестьянской избе во время привала, увидав, как 
хозяйка заигрывает с Емельяновым, 3. догоняет ее и яростно 
спрашивает: «Ты что, смерти захотела?» Через несколько дней полк 
возвращается из рейда и получает задачу оборонять мост, а затем 
наступать. В ночь перед наступлением Емельянов говорит: «Женой бы 
тебя сделал, Оля, да нельзя сейчас, понимаешь ты...» На следующий 
день во время атаки он убит: «вся жизнь Ольги Вячеславовны, 
страстная, невинная любовь, оборвалась, разбилась, и потянулись ей не 
нужные, тяжелые и смутные дни. <...> Жить было тошно и мрачно, и 
все же смерть не взяла ее».
Героиня находится на фронте до самого конца войны:
«Ольга Вячеславовна была худа и черна; могла пить автомобильный 
спирт, курила махорку и, когда надо, ругалась не хуже других. За 
женщину ее мало кто признавал, была уж очень тоща и зла, как 
гадюка». По окончании войны начинает служить в разных учреждениях 
машинисткой, секретаршей, «писчебумажной барышней»: «В двадцать 
два года нужно было начинать третью жизнь». 3. переезжает в Москву, 
получает комнату в коммунальной квартире, где соседи-мещане ненави-
дят и боятся ее; поступает на службу в большой трест: «У нее было 
чувство воробья, залетевшего в тысячеколесный механизм башенных 
курантов <...> То ли было на войне: ясно, отчетливо, под пение пуль i— 
всегда к видимой цели...» Через некоторое время 3. понимает, что резко 
диссонирует с окружающими (и с эпохой нэпа в целом) своим 
архаично-«военизированным» видом; «пишбарышни» на службе 
смеются над ней; одна из них — Сонечка Варенцова, соседка по 
квартире, к которой 3. проникается ненавистью и которая панически 
боится ее. В первый раз явившись на службу модно одетая и 
подстриженная, героиня производит фурор: «Зотова до жути была 
хороша. <...> Прибегали глядеть на нее из других комнат». «Когда 
прошло первое смущение, она почувствовала на себе эту новую кожу 
легко и свободно, как некогда — гимназическое платье или ка-
валерийский шлем, туго стянутый полушубок и шпоры». Она резко 
отвергает домогательства начальника, держит себя независимо и гордо, 
вследствие чего «вокруг Зотовой образовалась молчаливая 
враждебность женщин, насмешливое отношение мужчин. <...> За ней 
укреплялись клички: «гадюка», «клейменая», «эскадронная шкура».
Однажды в коридоре 3. видит человека, который напоминает ей 
Емельянова (глаза «серые, холодноватые, цвета усталой стали»); он 
также имеет героическое революционное прошлое. Влюбившись, она 
решает «прямо пойти и все сказать ему: пусть что хочет, то и делает с 
ней... А так — жизни нет...». После нескольких безуспешных попыток 
заговорить с ним 3. догоняет его на улице, однако получает резкую 
отповедь: он полагает, что она хочет соблазнить его, прельстившись 
высокой должностью (он директор треста). 3. видит, что неподалеку его 
дожидается Сонечка Баренцева: она не знает, что несколько дней назад 
они поженились; именно Сонечка «подробно информировала хозяй-
ственного директора Махорочного треста о прошлой и настоящей 
жизни эскадронной шкуры Зотовой». Вернувшись домой, героиня 
чувствует безысходную тоску: «Одна, одна в дикой враждебной жизни, 
одинока, как в минуту смерти, не нужна никому». Незаметно для самой 
3. в ее руке оказывается револьвер, однако в этот момент Сонечка 
Баренцева по наущению соседей входит в ее комнату и истерически 
кричит: «Это совершенное бесстыдство — лезть к человеку, который 
женат... Вот удостоверение из загса...» и т. п. Глядя на нее, 3. вдруг 
чувствует «знакомую дикую ненависть»: вне себя, несколько раз 
стреляет в Варенцову и, видимо, убивает ее. Затем сама с револьвером в 
руке приходит в отделение милиции и говорит начальнику:
«Идите на Псковский переулок... Там я натворила... и сама не знаю 
что... Я сейчас должна умереть...» Однако начальник вырывает у нее 
револьвер и начинает допрос.
Hosted by uCoz