Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ДОКТОР ЖИВАГО
(Роман, 1945—1955; впервые опубл. в Италии — 1957, в СССР — 1988)
Евграф (Живаго Евграф Андреевич) — сводный младший брат 
главного героя, его «благополучный двойник» (ср. значение имени 
Евграф — «хорошо пишущий»). Внебрачный сын разорившегося 
миллионера Андрея Живаго и княгини Столбуновой-Энрици; вырос в 
Омске. Главная деталь портрета — «узкие киргизские глаза». Одна из 
основных черт персонажа — загадочность. Е. впервые встречается с 
Юрием Живаго в подъезде одного из домов в Москве в дни 
Октябрьского переворота 1917 г. Позже, во время болезни брата, Е. 
помогает его семье продуктами; в бреду доктор принимает Е. за «духа 
смерти». Именно Е. советует жене Юрия Живаго Тоне временно не 
жить в больших городах. В следующий раз Е. «сваливается, как снег с 
облаков», когда семья Юрия Живаго живет в Варыкине, под Юряти-
ном: «По обыкновению увертывается, уклоняется, ни одного прямого 
ответа, улыбки, чудеса, загадки». Благодаря своим таинственным связям 
Е. оказывает семье брата большую помощь и через две недели уезжает. 
Еще через три с лишним года, в Москве, Юрий Живаго случайно 
встречает Е. на улице: тот «тут же составил практический план, как 
помочь брату и спасти его». «Как всегда бывало и раньше, загадка его 
могущества оставалась неразъясненною». Е. снимает для Юрия Живаго 
комнату, помогает разыскивать его разрозненные публикации и ру-
кописи. Когда Юрий Живаго умирает, Е. вместе с Ларой организует 
похороны, а после них разбирает бумаги покойного. Летом 1943 г. Е. — 
генерал Советской Армии; на фронте он случайно встречает дочь Юрия 
и Лары Таньку Безочередеву; она рассказывает ему о своей жизни, и он 
обещает позже вновь найти ее, отдать в вуз и даже полушутя 
намеревается «записаться в дядья» к ней. Е. собирает тетрадь стихов 
Юрия Живаго: она составляет последнюю часть романа.
Живаго Юрий Андреевич — главный герой романа, врач и поэт. 
Фамилия героя ассоциирует его с образом «Бога Живаго», т. е. Христа 
(ср. имя матери персонажа — Мария Николаевна);
словосочетание «Доктор Живаго» может быть прочитано как 
«исцеляющий все живущее». Имя Юрий перекликается с обоими 
основными топонимами романа — Москвой (ср. мифопоэтические 
коннотации имени Георгий = Юрий) и Юрятином. Ср. также 
ассоциативную связь слов «Юрий» — «юродивый». Существенно и 
значение отчества: Андрей — «человек», Андреевич — «сын 
человеческий».
Роман начинается смертью родителей героя: мать умирает, а отец, 
разорившийся миллионер, кончает жизнь самоубийством, 
выбросившись на ходу из курьерского поезда. Дядя мальчика, Николай 
Николаевич Веденяпин, привозит его в Москву и поселяет в семье 
профессора Громеко. Однажды после прерванного музыкального вечера 
Ж. вместе с приятелем Мишей Гордоном сопровождают Александра 
Александровича Громеко в номера «Черногория»: здесь Ж. впервые 
видит Лару — спящую в кресле девушку, затем наблюдает ее 
молчаливое объяснение с Комаровским. Почти через 20 лет Ж. будет 
вспоминать эту сцену: «Я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей 
мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая 
девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою 
женственностью на свете». Ж. поступает в университет на медицинский 
факультет. Начинает писать стихи. Окончив университет, пишет работу 
о физиологии зрения. В рождественский вечер 1911 г. Ж. вместе с 
Тоней Громеко едет на елку к Свентицким: проезжая по Камергерскому 
переулку, он обращает внимание на окно, за которым горит свеча (это 
окно той комнаты, где Лара разговаривает с Пашей Антиповым, но Ж. 
об этом не знает). Возникает строка стихотворения: «Свеча горела на 
столе. Свеча горела...» («Свеча горела на столе» — неосознанная цитата 
из стихотворения К. Романова 1885 г. «Смеркалось: мы в саду си-
дели...»). На елке у Свентицких Ж. видит Лару сразу после ее выстрела 
в прокурора и узнает ее, хотя и не знает ее имени. Вернувшись с елки, 
Ж. и Тоня узнают, что мать Тони умерла; перед смертью она просила их 
пожениться. Во время похорон Ж. ощущает желание, в противовес 
смерти, «трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как 
никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято 
двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно 
творит этим жизнь». Ж. и Тоня женятся; осенью 1915 г. у них рождается 
сын Сашенька. Ж. призывают в армию; он ранен; лежа в госпитале, 
встречает Лару. Из Москвы ему сообщают, что без его разрешения 
вышла книжка его стихов, которую хвалят. Работая в городке 
Мелюзееве, Ж. живет в одном доме с Антиповой, однако даже не знает 
ее комнаты. Они часто сталкиваются по работе. Он «честно старается не 
любить» ее, однако проговаривается, и она уезжает.
Летом 1917 г. и Ж. уезжает в Москву с распадающегося фронта. В 
Москве, встретившись с семьей, он все же чувствует себя одиноким, 
предвидит социальные катаклизмы, «считает себя и свою среду 
обреченными». Он работает в больнице, а также пишет «Игру в людей» 
— дневник, включающий стихи и прозу. Дни октябрьских боев в 
Москве совпадают с тяжелой болезнью сына Сашеньки. Выйдя через 
несколько дней на улицу, Ж. в подъезде дома на углу Серебряного 
переулка и Молчановки читает в газете первый декрет советской 
власти; в этом же подъезде встречает неизвестного юношу, не зная, что 
это его сводный брат Евграф. Ж. принимает революцию с энтузиазмом, 
называя ее «великолепной хирургией». Зимой 1918 г. он переносит тиф. 
Когда Ж. выздоравливает, в апреле 1918 г. вместе с женой, сыном и 
тестем они по совету Евграфа уезжают на Урал, в бывшее имение деда 
Тони Варыкино, недалеко от Юрятина. Едут несколько недель. Уже на 
подъезде к Юрятину на одной из станций Ж. ночью арестовывают 
красноармейцы, принимая за шпиона. Его допрашивает военком 
Стрельников (Ж. не знает, что это Антипов, муж Лары) и после беседы 
освобождает. Случайному попутчику Самдевятову Ж. говорит: «Я был 
настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью 
ничего не возьмешь». Ж. с семьей благополучно добирается до 
Юрятина, затем они едут в Варыкино, где поселяются, занимая две 
комнаты в старом барском доме. Зимой Ж. ведет записи — в частности, 
записывает, что отказался от медицины и о врачебной специальности 
умалчивает, чтобы не связывать своей свободы. Периодически он 
посещает библиотеку в Юрятине и однажды видит в библиотеке 
Антипову; не подходит к ней, но списывает ее адрес с библиотечной 
карточки. Затем приходит к ней на квартиру; через некоторое время 
происходит их сближение. Ж. тяготится тем, что обманывает жену, и он 
решает «разрубить узел силою». Однако когда он верхом возвращается 
из города в Варыкино, его останавливают партизаны красного отряда и 
«принудительно мобилизуют как медицинского работника».
В плену у партизан Ж. проводит более года, причем командиру 
отряда Ливерию Микулицыну прямо говорит, что отнюдь не разделяет 
идей большевизма: «Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть 
над собой и впадаю в отчаяние. <...> материалом, веществом жизнь 
никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя 
обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно 
себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами 
тупоумных теорий». О Ларе и своей семье Ж. ничего не знает — не 
знает о том, как прошли роды у жены (когда его захватили. Тоня была 
беременна). В конце концов Ж. удается бежать из отряда, и, пройдя 
пешком десятки верст, он возвращается в Юрятин. Приходит на 
квартиру к Ларе, но та вместе с Катенькой, услышав о его появлении в 
окрестностях, уехала в пустующее Варыкино, чтобы ждать его там. В 
ожидании Лары Ж. заболевает, а когда приходит в себя, видит ее рядом. 
Они живут вместе. Ж. работает в амбулатории и на медицинских 
курсах. Несмотря на его выдающиеся способности диагноста, к нему 
относятся с недоверием, критикуя за «интуитивизм» и подозревая в 
идеализме. Он получает письмо из Москвы от жены, которое было 
написано пять месяцев назад: Тоня сообщала, что у них родилась дочь 
Маша, а также о том, что ее отца, дядю и ее с детьми высылают за гра-
ницу.
Приехавший в Юрятин Комаровский говорит Ж.: «Есть некоторый 
коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто 
так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы <...> Вы — 
насмешка над этим миром, его оскорбление. <...> Ваше уничтожение на 
очереди». Тем не менее Ж. отказывается от предложения Комаровского 
уехать на Дальний Восток, и они с Ларой решают переждать опасность 
в Варыкине. Там Ж. начинает по ночам записывать ранее сочиненные 
стихи, а также работать над новыми вещами: «он испытал приближение 
того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих 
творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не 
человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, 
которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и 
смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится 
музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении 
стремительности и могущества своего внутреннего течения». В Вары-
кино приезжает Комаровский, который в секретном разговоре с Живаго 
сообщает, что Стрельников/Антипов, муж Лары, расстрелян и она с 
дочерью в большой опасности. Ж. соглашается
на то, чтобы Лара с Катенькой уехали с Комаровским, говоря ей, что 
сам присоединится к ним позже. Оставшись один в Варыкине, Ж. по 
ночам пьет и пишет стихи, посвященные Ларе, — «но Лара его стихов и 
записей, по мере вымарок и замены одного слова другим, все дальше 
уходила от истинного своего первообраза». Однажды в варыкинском 
доме появляется Стрельников, который, оказывается, жив; они с Ж. 
разговаривают всю ночь, а утром, когда Ж. еще спит, Стрельников у 
крыльца дома пускает себе пулю в висок. Похоронив его, Ж. от-
правляется в Москву, куда приходит весной 1922 г. в сопровождении 
крестьянского юноши Васи Брыкина (с которым в свое время 
познакомился по дороге из Москвы в Юрятин). В Москве Ж. начинает 
писать маленькие книжки, которые «содержали философию Юрия 
Андреевича, изложение его медицинских взглядов, его определения 
здоровья и нездоровья, мысли о трансформизме и эволюции, о личности 
как биологической основе организма, соображения Юрия Андреевича 
об истории и религии, <...> очерки Пугачевских мест, где побывал 
доктор, стихи Юрия Андреевича и рассказы»; Вася занимается их изда-
нием, но постепенно их сотрудничество прекращается. Ж. хлопочет о 
выезде за границу, к семье, однако без особой энергии. Он поселяется в 
бывшей квартире Свентицких, где занимает маленькую комнатку; он 
«забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться с 
знакомыми и стал бедствовать». Затем он сходится с Мариной, дочерью 
дворника: «она стала третьей не зарегистрированной в загсе женой 
Юрия Андреевича, при неразведенной первой. У них пошли дети»: «две 
девочки, Капка и Клашка». Однажды Ж. исчезает: на улице он встречает 
Евграфа, и тот снимает ему комнату в Камергерском переулке — ту 
самую, в которой некогда студентом жил Антипов и в окне которой Ж. 
видел горящую на столе свечу. Ж. начинает работать над статьями и 
стихотворениями, предметом которых является город. Он поступает на 
службу в Боткинскую больницу; но, когда Ж. впервые едет туда на 
трамвае, у него начинается сердечный приступ: он успевает выйти из 
вагона и умирает на улице. Собранные Евграфом стихи Ж. составляют 
заключительную часть романа.
Комаровский Виктор Ипполитович — богатый адвокат; персонаж 
воплощает «демоническое» начало (ср. фамилию актера, приятеля К. — 
Сатаниди). К. повинен в разорении и гибели отца Живаго. К. — 
любовник вдовы Гишар, затем — ее дочери Лары. После скандала на 
елке у Свентицких К. поселяет Лару на квартиру к своей знакомой и 
решает не встречаться с ней, опасаясь новых скандалов, которые могут 
его скомпрометировать. К. принимает участие в вечеринке накануне 
отъезда Лары и Паши Антиповых в Юрятин. Через 10 лет, встретившись 
в Юрятине, Лара рассказывает Живаго о К., и выясняется, что в судьбах 
их обоих он оказался «злым гением». Позже К. сам появляется в 
Юрятине — проездом на Дальний Восток. Он убеждает Лару и Живаго, 
что их жизни в опасности, и предлагает взять их с собой; затем 
приезжает в Варыкино, рассказывает Живаго о том, что муж Лары 
якобы казнен, и предлагает, чтобы Живаго обманул Лару, притворно 
согласившись на отъезд с К. Добившись этого, К. уезжает вместе с 
Ларой и Катенькой.
Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, 
рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским 
министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с 
собой жену «Раису» (т. е. Ларису).
Лара (Антипова Лариса Федоровна) — главная героиня романа; 
дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии 
Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала в Москву, мать 
Л., по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную 
мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную 
зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не 
чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Л. 
пытается отравиться, но остается жива. Все более тяготясь связью с 
Комаровским, Л. весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую 
семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив 
гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за 
влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить 
денежный долг своего брата Родиона, Л. занимает деньги у Ко-
логривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у 
Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь 
быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к 
Свентицким, где находится Комаровский, Л. берет с собой револьвер. 
По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Паше; сидя в 
комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее 
обвенчались. Во время елки Л. стреляет из револьвера в прокурора 
Корнакова, который во время революции 1905 г. судил 
железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти 
Л., Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. 
После этого Л. переносит тяжелую нервную горячку.
Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней 
они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской 
гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, 
что Л. «любит не его, а свою благородную задачу по отношению к 
нему»; он уходит на фронт, где попадает в плен. Л., сдав экзамен на 
звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном 
поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором 
Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Л. часто 
сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю 
уезжает. Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, 
в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, 
приходит в дом к Л. Она рассказывает о своем муже, который служит в 
Красной Армии под фамилией Стрельников. Л. и Живаго становятся 
любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Л. и о том, чем 
именно, «какой стороной своей» она хороша: «той бесподобно чистой и 
стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена 
кругом снизу доверху творцом». Для Живаго Л. — «представительница 
самой жизни, самого существования», «их выражение, дар слуха и 
слова, дарованный безгласным началом существования». Когда Живаго 
удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к 
Ларе. Она говорит о себе: «Я — надломленная, я с трещиной на всю 
жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, 
посвятив в жизнь с наихудшей стороны». Живаго говорит Л.: «Я ревную 
тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-
нибудь нас разлучит моя или твоя смерть». Живя с Живаго, Л. 
предчувствует скорый арест: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я 
должна предупредить несчастье и что-то придумать». Когда в Юрятине 
появляется Комаровский, Лара в конце концов соглашается уехать с 
ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к 
ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов Стрельников, казнен.
Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Л. идет в 
Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов; в его 
комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Л. брат Юрия 
Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Л. не был расстрелян, а 
застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Л. пытается 
припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 
1911 г., но не может припомнить ничего, «кроме свечи, горевшей на 
подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла». 
Прощаясь с мертвым, Л. говорит ему о какой-то своей страшной вине: 
«Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю 
главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого 
места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И 
даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна». После похорон 
Юрия Живаго Л. проводит несколько дней в Камергерском переулке, 
вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, 
что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Л. 
больше не возвращается. «Видимо, ее арестовали на улице и она умерла 
или пропала неизвестно где <...> в одном из неисчислимых общих или 
женских концлагерей севера». В то же время исчезновение, «раство-
рение» героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный 
штрих в образ Л. как символа России (ср. также значение имени Лариса 
— «чайка»).
Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф 
Живаго: она носит имя Таньки (ср.: «Татьяна, дочь Лары» — «Татьяна 
Ларина») Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью 
«русского министра в Беломонголии Комарова» и его жены «Раисы 
Комаровой»; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе 
железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в 
исправительные учреждения.
Hosted by uCoz