Краткое Содержание |
БАНЯ (Драма в шести действиях с цирком и фейерверком, 1930) Бельведонский Исаак — художник; в списке действующих лиц представлен как «портретист, баталист, натуралист». Фамилия явно напоминает о статуе бога искусств Аполлона Бельве-дерского. Возможно, прототипом персонажа явился художник И. Бродский (1883—1939), автор художественно-документаль- ных картин на историко-революционную тему. Б. представляет Победоносикову эскизы новой мебели для его кабинета; грубо льстит ему. Затем пишет парадный портрет Победоносикова на коне: Победоносиков позирует, сидя за письменным столом, а коня Б., по его собственным словам, писал с самого себя, «вдохновляясь на бегах». Ночкин — бухгалтер в учреждении Победоносикова. Притворившись, будто проиграл казенные деньги, он на самом деле передает их жене Победоносикова Поле, чтобы та передала их Чудакову на строительство изобретенной им машины времени. В разговоре с Победоносиковым Н. вначале ссылается на вы- мышленные свидетельства мемуаристов, которые якобы доказывают, что Маркс также играл в азартные игры. Когда его аргументы действуют, Н. внезапно переходит к открытому бунту и в лицо называет Победоносикова «портфелем набитым» и «канцелярской клипсой». Когда из машины времени появляется Фосфорическая женщина, Н. вновь попадается на глаза Победоносикову; тот возмущен, что Н. «еще на свободе», но, воспользовавшись случаем, требует, чтобы бухгалтер выписал ему подъемные и командировочные деньги за сто лет вперед, поскольку «нельзя так неорганизованно катиться»; на это Н. отвечает: «А ты организованно катись колбасой!!!» — после чего скрывается. Победоносиков — крупный партийно-государственный фун- кционер, «главный начальник по управлению согласованием, главначпупс». Фамилия пародийно ассоциирует его с правым по- литическим деятелем К. П. Победоносцевым (1827—1907), который в 1880—1905 был обер-прокурором Святейшего Синода и прославился фразой о необходимости «подморозить Россию». От П. зависит судьба изобретенной молодыми энтузиастами машины времени. Однако в его учреждении все решает секретарь П. — Оптимистенко, который не допускает изобретателей к главначпупсу и передает им его решение: отказать. Находящийся в своем кабинете П. показан в различных видах деятельности: он диктует машинистке Ундертон речь по поводу открытия новой трамвайной линии, незаметно для себя переключаясь на речь о Л. Толстом. В ответ на замечание машинистки П. заявляет, что намерен уволить ее. Затем П. разговаривает с Бельведонским, Ночкиным. После этого Оптимистенко подсылает к П. переводчицу Мезальянсову, которая должна очаровать женолюбивого главначпупса. П. намерен под видом служебной командировки отправиться с Мезальянсовой на курорт. В III действии комедии возникает ситуация «театра в театре» и образ П. как бы раздваивается: главначпупс в качестве высокопоставленного зрителя оказывается в первом ряду зрительного зала, присутствуя на репетиции пьесы, персонажем которой сам является. Видя на сцене самого себя, П. заявляет режиссеру: «Сгущено все это, в жизни так не бывает... Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно все-таки... Изображен, судя по всему, ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали еще как-то |«главначпупс». Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизнен-JHO, непохоже». По мнению П., театр должен показывать «светлые стороны нашей действительности». Сымпровизированная Грежиссером и актерами примитивно-аллегорическая пантомима Труд и капитал актеров напитал» приводит П. в восхищение. Он лишь советует: «Вы только введите сюда еще самокритику, Дэтаким символистическим образом, теперь это очень своевременнo. Поставьте куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы своим делом занимаетесь». Жена П. понимает суть его «командировки» и просит мужа лишь о том, чтобы он отпустил ее. П. наотрез отказывается, поскольку развод скомпрометировал бы его, и говорит: «Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские, упадочные настроения». Во время их объяснения на лестничной площадке внизу появляются Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, несущие построенную ими машину времени домой к Победоносикову. Однако до квартиры донести не успевают: прямо на площадке из машины возникает Фосфорическая женщина. Придя в себя, П. поручает Оптимистенко «справиться <...> возможная ли это вещь, сообразно ли это с партэтикой и мыслимо ли безбожнику верить в такие сверхъестественные явления». Позже сам П. оказывается в очереди перед дверью своего бывшего ка- бинета, в котором теперь помещается «Бюро по отбору и переброске в коммунистический век». В разговоре с Фосфорической женщиной П. стремится опорочить изобретателей, а о себе говорит, что у него нет никаких отрицательных качеств. На вопрос же о том, что он конкретно делает, П. объясняет: «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю... Ну, просто уголок социализма». Отправляясь в будущее, П. берет с собой вагонетку с вещами, а также четырех охотничьих собак. О своих планах он говорит: «Получив штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив штаты, я переведу масштаб в междупланетный». Перед отправлением он произносит «глубокомысленно»-абсурдную речь. Однако после «отправления» в будущее П. вместе с прочими «отрицательными» персонажами (Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова и т. п.) остается в прежнем времени/пространстве. Он теряет авторитет, и те, кто раньше заискивал и льстил, теперь относятся к нему пренебрежительно; так, Мезальянсова говорит: «Ни социализма не смогли устроить, ни женщину! Ах вы, импозантная фигурочка, нечего сказать!» В финале комедии П. «выходит из роли» и «остраненно» задает вопрос зрительному залу: «И она, и вы, и автор — что вы этим хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?» Фосфорическая женщина — олицетворение «реализованной» метафоры «светлого будущего». Появляется из машины времени, представляясь как «делегатка 2030 года», которая «включена на двадцать четыре часа в сегодняшнее время». Ее цель — «отобрать лучших <...> для переброски в коммунистический век». Героиня воплощает справедливость истории, которая всему дает истинную цену, всем воздает по заслугам. Ф. ж. организует «первый поезд времени», на котором возвращается в будущее вместе с «положительными» персонажами комедии. Чудаков — изобретатель машины времени. Своих друзей, молодых рабочих Велосипедкина и Фоскина, упрекает в бескрылом утилитаризме, с которым они относятся к его идее; однако оказывается, что построить машину мешает вполне утилитарная проблема: нет денег. Их готов дать англичанин Понт Кич, которому наивный Ч. с готовностью разъясняет детали изобретения. Однако Велосипедкин, подозревающий в иностранце шпиона, крадет у него блокнот с записями и заставляет Ч. отказаться от предлагаемых денег. Тем не менее благодаря «растратчику» Ночкину и Поле машина построена; рабочие получают письмо из будущего. Ч. отправляется к Победоносикову, чтобы сообщить, что вскоре состоится «контакт» с будущим, однако не может пробиться через секретаря Оптимистенко. Ч. пытается внушить ему, что грядущее появление посланцев из будущего грозит взрывом и опыт должен быть вынесен «в пространство над городом», но Оптимистенко это не волнует. Тогда Ч. вместе с Велосипедкиным, Двойкиным и Тройкиным решают отнести машины непосредственно в квартиру Победоносикова, чтобы «бомба времени» разорвалась у него. В итоге явление Фосфорической женщины совер- шается на площадке перед квартирой Победоносикова. В финале Ч. вместе Велосипедкиным, Фоскиным, Двойкиным, Тройкиным, Полей и другими пассажирами отправляется в будущее. |