Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

БАНЯ
(Драма в шести действиях с цирком и фейерверком, 1930)
Бельведонский Исаак — художник; в списке действующих лиц представлен 
как «портретист, баталист, натуралист». Фамилия явно напоминает о статуе 
бога искусств Аполлона Бельве-дерского. Возможно, прототипом персонажа 
явился художник И. Бродский (1883—1939), автор художественно-документаль-
ных картин на историко-революционную тему. Б. представляет Победоносикову 
эскизы новой мебели для его кабинета; грубо льстит ему. Затем пишет 
парадный портрет Победоносикова на коне: Победоносиков позирует, сидя за 
письменным столом, а коня Б., по его собственным словам, писал с самого себя, 
«вдохновляясь на бегах». Ночкин — бухгалтер в учреждении 
Победоносикова. Притворившись, будто проиграл казенные деньги, он 
на самом деле передает их жене Победоносикова Поле, чтобы та 
передала их Чудакову на строительство изобретенной им машины 
времени. В разговоре с Победоносиковым Н. вначале ссылается на вы-
мышленные свидетельства мемуаристов, которые якобы доказывают, 
что Маркс также играл в азартные игры. Когда его аргументы 
действуют, Н. внезапно переходит к открытому бунту и в лицо называет 
Победоносикова «портфелем набитым» и «канцелярской клипсой». 
Когда из машины времени появляется Фосфорическая женщина, Н. 
вновь попадается на глаза Победоносикову; тот возмущен, что Н. «еще 
на свободе», но, воспользовавшись случаем, требует, чтобы бухгалтер 
выписал ему подъемные и командировочные деньги за сто лет вперед, 
поскольку «нельзя так неорганизованно катиться»; на это Н. отвечает: 
«А ты организованно катись колбасой!!!» — после чего скрывается.
Победоносиков — крупный партийно-государственный фун-
кционер, «главный начальник по управлению согласованием, 
главначпупс». Фамилия пародийно ассоциирует его с правым по-
литическим деятелем К. П. Победоносцевым (1827—1907), который в 
1880—1905 был обер-прокурором Святейшего Синода и прославился 
фразой о необходимости «подморозить Россию». От П. зависит судьба 
изобретенной молодыми энтузиастами машины времени. Однако в его 
учреждении все решает секретарь П. — Оптимистенко, который не 
допускает изобретателей к главначпупсу и передает им его решение: 
отказать. Находящийся в своем кабинете П. показан в различных видах 
деятельности: он диктует машинистке Ундертон речь по поводу 
открытия новой трамвайной линии, незаметно для себя переключаясь на 
речь о Л. Толстом. В ответ на замечание машинистки П. заявляет, что 
намерен уволить ее. Затем П. разговаривает с Бельведонским, 
Ночкиным. После этого Оптимистенко подсылает к П. переводчицу 
Мезальянсову, которая должна очаровать женолюбивого главначпупса. 
П. намерен под видом служебной командировки отправиться с 
Мезальянсовой на курорт. В III действии комедии возникает ситуация 
«театра в театре» и образ П. как бы раздваивается: главначпупс в 
качестве высокопоставленного зрителя оказывается в первом ряду 
зрительного зала, присутствуя на репетиции пьесы, персонажем которой 
сам является. Видя на сцене самого себя, П. заявляет режиссеру: 
«Сгущено все это, в жизни так не бывает... Ну, скажем, этот 
Победоносиков. Неудобно все-таки... Изображен, судя по всему, 
ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали 
еще как-то |«главначпупс». Не бывает у нас таких, ненатурально, 
нежизнен-JHO, непохоже». По мнению П., театр должен показывать 
«светлые стороны нашей действительности». Сымпровизированная 
Грежиссером и актерами примитивно-аллегорическая пантомима Труд 
и капитал актеров напитал» приводит П. в восхищение. Он лишь 
советует: «Вы только введите сюда еще самокритику, Дэтаким 
символистическим образом, теперь это очень своевременнo. Поставьте 
куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы 
своим делом занимаетесь». Жена П. понимает суть его «командировки» 
и просит мужа лишь о том, чтобы он отпустил ее. П. наотрез 
отказывается, поскольку развод скомпрометировал бы его, и говорит: 
«Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские, 
упадочные настроения».
Во время их объяснения на лестничной площадке внизу появляются 
Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, несущие построенную 
ими машину времени домой к Победоносикову. Однако до квартиры 
донести не успевают: прямо на площадке из машины возникает 
Фосфорическая женщина. Придя в себя, П. поручает Оптимистенко 
«справиться <...> возможная ли это вещь, сообразно ли это с партэтикой 
и мыслимо ли безбожнику верить в такие сверхъестественные явления». 
Позже сам П. оказывается в очереди перед дверью своего бывшего ка-
бинета, в котором теперь помещается «Бюро по отбору и переброске в 
коммунистический век». В разговоре с Фосфорической женщиной П. 
стремится опорочить изобретателей, а о себе говорит, что у него нет 
никаких отрицательных качеств. На вопрос же о том, что он конкретно 
делает, П. объясняет: «Директивы провожу, резолюции подшиваю, 
связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи 
ставлю, печать прикладываю... Ну, просто уголок социализма». 
Отправляясь в будущее, П. берет с собой вагонетку с вещами, а также 
четырех охотничьих собак. О своих планах он говорит: «Получив 
штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив 
штаты, я переведу масштаб в междупланетный». Перед отправлением 
он произносит «глубокомысленно»-абсурдную речь. Однако после 
«отправления» в будущее П. вместе с прочими «отрицательными» 
персонажами (Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова и т. п.) 
остается в прежнем времени/пространстве. Он теряет авторитет, и те, 
кто раньше заискивал и льстил, теперь относятся к нему 
пренебрежительно; так, Мезальянсова говорит: «Ни социализма не 
смогли устроить, ни женщину! Ах вы, импозантная фигурочка, нечего 
сказать!» В финале комедии П. «выходит из роли» и «остраненно» 
задает вопрос зрительному залу: «И она, и вы, и автор — что вы этим 
хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?»
Фосфорическая женщина — олицетворение «реализованной» 
метафоры «светлого будущего». Появляется из машины времени, 
представляясь как «делегатка 2030 года», которая «включена на 
двадцать четыре часа в сегодняшнее время». Ее цель — «отобрать 
лучших <...> для переброски в коммунистический век». Героиня 
воплощает справедливость истории, которая всему дает истинную цену, 
всем воздает по заслугам. Ф. ж. организует «первый поезд времени», на 
котором возвращается в будущее вместе с «положительными» 
персонажами комедии.
Чудаков — изобретатель машины времени. Своих друзей, молодых 
рабочих Велосипедкина и Фоскина, упрекает в бескрылом 
утилитаризме, с которым они относятся к его идее; однако оказывается, 
что построить машину мешает вполне утилитарная проблема: нет денег. 
Их готов дать англичанин Понт Кич, которому наивный Ч. с 
готовностью разъясняет детали изобретения. Однако Велосипедкин, 
подозревающий в иностранце шпиона, крадет у него блокнот с 
записями и заставляет Ч. отказаться от предлагаемых денег. Тем не 
менее благодаря «растратчику» Ночкину и Поле машина построена; 
рабочие получают письмо из будущего. Ч. отправляется к 
Победоносикову, чтобы сообщить, что вскоре состоится «контакт» с 
будущим, однако не может пробиться через секретаря Оптимистенко. Ч. 
пытается внушить ему, что грядущее появление посланцев из будущего 
грозит взрывом и опыт должен быть вынесен «в пространство над 
городом», но Оптимистенко это не волнует. Тогда Ч. вместе с 
Велосипедкиным, Двойкиным и Тройкиным решают отнести машины 
непосредственно в квартиру Победоносикова, чтобы «бомба времени» 
разорвалась у него. В итоге явление Фосфорической женщины совер-
шается на площадке перед квартирой Победоносикова. В финале Ч. 
вместе Велосипедкиным, Фоскиным, Двойкиным, Тройкиным, Полей и 
другими пассажирами отправляется в будущее.
Hosted by uCoz