Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

СКАЗКИ
(1869—1886)
Баран-непомнящий — герой одноименной сказки. Стал видеть 
неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не 
оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его 
«умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. 
Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный 
«вольного барана во сне видел».
Богатырь — герой одноименной сказки, сын бабы-яги. От-
правленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб 
кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и
уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Б. и 
боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили 
века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни 
случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, 
чтобы выручил, то оказалось, что Б. давно мертв и сгнил. Его образ 
столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не 
напечатанной вплоть до 1917 г.
Генералы — персонажи «Повести о том, как один мужик двух 
генералов прокормил». Чудесным образом очутились на необитаемом 
острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не 
умели и, оголодав, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили 
искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. В 
дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил 
«такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть». По 
возвращении в Петербург Г. получили накопившуюся за минувшие 
годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак 
серебра.
Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись 
ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж 
много развелось... мужика», и старался всячески их притеснять. Бог 
услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем 
пространстве владений глупого помещика». Тот пришел было в восторг 
(«чистый» воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не 
принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и 
подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не 
отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, 
утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды 
чуть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием 
податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и 
водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и 
привели его в более или менее приличный вид.
Ерш — персонаж сказки «Карась-идеалист». Глядит на мир с горькой 
трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями 
Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в 
непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест 
ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе 
поговорить можно», и временами даже слегка колеблется в своем 
скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не 
подтверждает его правоты.
Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво 
рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье 
предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и 
«всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман 
Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой 
заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и 
даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), 
что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что 
«сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со 
своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди 
проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан 
на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: 
«Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти не-
вольно проглотила собеседника». В образе К. гротескно запечатлены 
черты современного писателю либерализма.
Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и 
мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели». 
Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так 
что в конце концов «от киселя остались только засохшие поскребушки». 
В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и 
послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только 
«господами»-помещиками, но и новыми буржуазными хищниками, 
которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости... не знают».
Коняга — герой одноименной сказки, «обыкновенный мужицкий 
живот, замученный, побитый», который «день-деньской... из хомута не 
выходит». Описание его жизни полно горестного пафоса: «Для всех 
поле раздолье, поэзия, простор; для К. оно — кабала... Для всех природа 
— мать, для него одного она — бич и истязание». Критика сравнивала 
эту сказку со стихотворением в прозе. В образе К. воплощена судьба 
русского крестьянства (стоит сравнить эту сказку с буднями 
«хозяйственного мужичка» из «Мелочей жизни»). «Скорбным певцом 
Коняги» назвал Щедрина поэт И. Ф. Анненский.
Либерал — герой одноименной сказки. «Рвался благое дело делать», 
но из опасливости все более умерял свои идеалы и стремления. Сначала 
действовал лишь «по возможности», затем соглашаясь получить «хоть 
что-нибудь» и, наконец, поступая «применительно к подлости», 
утешаясь соображением: «Сегодня я в грязи валяюсь, а завтра выглянет 
солнышко, обсушит грязь — я и опять молодец-молодцом!»
Орел-меценат — герой одноименной сказки. Окружил себя целым 
придворным штатом и согласился даже завести науки и искусства. 
Однако вскоре ему это надоело (впрочем, Соловья прогнали сразу), и он 
жестоко расправился с Совой и Соколом, пытавшимися обучить его 
грамоте и арифметике, историка Дятла заточил в дупло и т. д.
Премудрый пискарь — герой одноименной сказки, «просвещенный, 
умеренно-либеральный». С детства был напуган предостережениями 
отца об опасности угодить в уху и сделал вывод, что «надо так прожить, 
чтобы никто не заметил». Вырыл нору, лишь бы самому поместиться, не 
завел ни друзей, ни семьи, жил-дрожал, удостоившись под конец даже 
щучьих похвал: «вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!» 
Лишь перед смертью «премудрый» догадался, что в таком случае «по-
жалуй, весь пискарий род давно перевелся бы». История премудрого 
пискаря в гиперболизированной форме выражает смысл или, скорее, 
всю бессмыслицу трусливых попыток «посвятить себя культу 
самосохранения», как сказано в книге «За рубежом». Черты этого 
персонажа ясно видны, например, у героев «Современной идиллии», у 
Положилова и других щедринских героев. Характерно и замечание, 
сделанное тогдашним критиком в газете «Русские ведомости»: «Все мы 
более или менее пискари...»
Пустопляс — персонаж сказки «Коняга», «братец» героя, в отличие 
от него ведущий праздную жизнь. Олицетворение поместного 
дворянства. Рассуждения пустоплясов о Коняге как о воплощении 
здравого смысла, смирения, «жизни духа и духа жизни» и т. п. 
представляют собою, как писал современный писателю критик, 
«обиднейшую пародию» на тогдашние теории, стремившиеся оправдать 
и даже возвеличить «каторжный» труд крестьян, их забитость, темноту 
и пассивность.
Русланцев Сережа — герой «Рождественской сказки», десятилетний 
мальчик. После проповеди о необходимости жить по
правде, сказанной, как вроде бы мимоходом отмечает автор, «для 
праздника», С. решил так и поступать. Но и мать, и сам священник, и 
слуги остерегают его, что «с правдой-то жить оглядываючись надо». 
Потрясенный расхождением между высокими словами (поистине — 
рождественской сказкой!) и реальной жизнью, рассказами о горестной 
участи тех, кто пытался жить по правде, герой заболел и умер.
Самоотверженный заяц — герой одноименной сказки. Пойман 
Волком и покорно сидит в ожидании своей участи, не осмеливаясь 
бежать даже тогда, когда за ним приходит брат его невесты и говорит, 
что она помирает с горя. Отпущенный, чтобы с ней повидаться, 
возвращается назад, как и обещал, удостаиваясь снисходительной 
волчьей похвалы.
Топтыгин 1-й — один из героев сказки «Медведь на воеводстве». 
Мечтал запечатлеть себя в истории блестящим злодеянием, но с 
похмелья принял за «внутреннего супостата» безвредного чижика и 
съел его. Стал всеобщим посмешищем и уже ничем не смог исправить 
свою репутацию даже у начальства, как ни старался — «забрался ночью 
в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума 
человеческого в отхожую яму свалил». «А если б он прямо с 
типографий начал — быть бы ему... генералом».
Топтыгин 2-й — персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Прибыв 
на воеводство в расчете разорить типографию или спалить университет, 
обнаружил, что все это уже проделано. Решил, что надо уже не «дух» 
искоренять, а «прямо за шкуру приниматься». Забравшись к соседнему 
мужику, задрал весь скот и хотел разрушить двор, но был застигнут и с 
позором посажен на рогатину.
Топтыгин 3-й — персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Встал 
перед мучительной дилеммой: «мало напакостишь — поднимут на 
смех; много напакостишь — на рогатину поднимут...» Прибыв на 
воеводство, затаился в берлоге, не вступая в управление, и обнаружил, 
что и без его вмешательства все в лесу идет заведенным порядком. Стал 
выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания» 
(хотя в глубине души недоумевал, «зачем воевод посылают»). Позже 
был убит охотниками, как «все пушные звери», тоже по заведенному 
порядку.
Hosted by uCoz