Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ
(Поэма. 1871—1872)
Волконская М. Н.— главная героиня второй части дилогии «Русские 
женщины» — «Княгиня М. Н. Волконская», ее прототип — княгиня 
Мария Николаевна Волконская (1805—1863), дочь героя войны 1812 г. 
генерала Н. Н. Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского (1788—
1865). Ее жизнеописание имеет жанровый подзаголовок «бабушкины 
записки». Повествование действительно основано на воспоминаниях М. 
Н. Волконской, сообщенных Некрасову ее сыном Михаилом, и 
представлено в форме рассказа «проказникам внукам». События 1825 г., 
по признанию самой героини, положили конец ее безмятежной 
юношеской жизни, в которой она была освобождена от принятия сколь-
нибудь серьезных решений («Я только в последний, двадцатый мой год 
/ Узнала, что жизнь не игрушка»). Внезапная разлука с мужем, тяжелые 
роды, поездка в Петербург в надежде получить известия о пропавшем 
Волконском, открывшаяся правда о восстании, тягостные свидания с 
мужем в тюрьме, решимость ехать за ним в Сибирь и последовавший за 
этим конфликт с семьей — обстоятельства, способствовавшие 
появлению «грандиозного, — по мнению А. С. Суворина, — образа 
созревшей под ударами судьбы женщины». Заручившись разрешением 
императора, В. оставляет в Петербурге грудного сына и отправляется в 
долгий и полный лишений путь. Она догоняет Трубецкую в Нерчинске, 
а когда они вместе приезжают в Благодатск, где отбывают каторгу 
декабристы, героиня, не дожидаясь официального разрешения, спешит 
на встречу с мужем в подземный рудник. Ее появление уподобляется 
каторжниками сошествию «ангела Божия» в «проклятую шахту», 
«похожую на ад». Поэму венчает сцена встречи В. с мужем: прежде чем 
обнять его, она «склоняет колени» и «прикладывает к губам оковы». 
Многие критики (в частности, Ф. М. Достоевский) говорили о 
психологической недостоверности этой сцены, тем более что, согласно 
мемуарам, встреча супругов Волконских происходила в тюрьме, а не в 
шахте. Но в данном случае Некрасову была важна не психологическая 
достоверность, а изображение мученичества и жертвенности 
декабристов и их жен.
Постоянно сопровождающая В. тема страдания окрашивает в 
соответствующие тона ее чувство к мужу: «И я полюбила его как 
Христа / В своей арестантской одежде», страданием соединяется ее 
судьба с судьбами других декабристок: «И тот же поток твое счастье 
умчал, в котором мое потонуло»; страдания, по собственному 
признанию княгини, «породнили» ее с народом. В этой связи Некрасову 
указывали на опрощение и огрубление характеров его персонажей. П. В. 
Анненков сетовал на то, что поэме недостает «благородного 
аристократического мотива, который двигал сердца этих женщин». 
Критик А. М. Скабичевский писал о модернизации Некрасовым мнений 
и поступков его героинь: они «мыслят, говорят и действуют подобно 
тому, как стали бы мыслить, говорить и действовать лучшие и образо-
ваннейшие женщины того же круга в наше время».
Трубецкая — главная героиня первой части дилогии «Русские 
женщины» — «Княгиня Трубецкая», реальным ее прототипом была 
княгиня Екатерина Николаевна Трубецкая (1802— 1854), урожденная 
графиня Лаваль, последовавшая в Сибирь за мужем С. П. Трубецким 
(1790—1860), полковником лейб-гвардии Преображенского полка, 
приговоренным после декабрьского восстания 1825 г. к бессрочным 
каторжным работам. При воссоздании образа героини основными 
источниками Некрасову послужили мемуары декабристов С. П. 
Трубецкого и А. Е. Розена, а также, возможно, воспоминания сына 
Трубецкой И. С. Трубецкого, с которым Некрасов был лично знаком. 
Чувство долга, основное в характеристике героини, призывает ее ос-
тавить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь («Но 
долг и выше, и трудней / Меня зовет»). Героине предстоит полная 
трудностей дорога. В дорожной кибитке она вспоминает свои детские и 
юношеские балы, поездку с мужем в Италию, запавшие в душу встречи с 
бурлаками и бедными крестьянами, а также декабрьское восстание и свидание с 
Трубецким в тюрьме. Вторая глава изображает встречу героини с иркутским 
губернатором, красноречивые доводы которого не могут поколебать ее 
решимости и лишь укрепляют в сознании необходимости своей миссии («Я 
гордость, гордость в нем спасу, / Я силу дам ему»). Чтобы ускорить встречу с 
мужем, Т. готова на любые жертвы: подписать отречение от своих прав и даже 
идти до Нерчинских рудников под конвоем. Получив, наконец, разрешение 
губернатора, героиня снова отправляется в путь; следующая встреча читателя с 
ней происходит уже во второй части дилогии, где Т. играет скорее пассивную 
роль, поскольку на первую встречу с декабристами в рудниках Некрасов 
«отправляет» Марию Волконскую.
В первой части Т. доверено выражение резкого мнения о петербургском 
светском обществе («Там люди заживо гниют — / Ходячие гробы, / Мужчины 
— сборище Иуд, / а женщины — рабы»); против включения этого монолога в 
окончательный текст поэмы резко протестовал сын М. Н. Волконской, но Не-
красов не внял его совету, поскольку, очевидно, именно этот эпизод поэмы был, 
по авторскому замыслу, одной из важнейших кульминационных точек.
Hosted by uCoz