Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ДВЕНАДЦАТЬ
(Поэма, 1918)
Название поэмы воспроизводит ключевой новозаветный мотив 
(двенадцать апостолов Христа. Число главных героев, 
красногвардейцев, предопределило композицию произведения 
(двенадцать глав). Согласно блоковской помете на рукописи («И был с 
разбойником. Жило двенадцать разбойников»), число это восходит 
также к поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. 
Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа 
Двенадцати (персонифицирован, особо показан лишь Петруха, мельком 
упомянут лишь еще один большевик: «Андрюха, помогай!») 
красногвардейцев закономерно: Блок хотел изобразить коллективное, 
по выражению Л. Толстого, «роевое» сознание и коллективную волю, 
пришедшие на смену индивидуальному началу. Блок исходил из того, 
что именно русская интеллигенция способна понять и принять 
революцию. В ответе на анкету «Может ли интеллигенция работать с 
большевиками?» Блок писал 14 января 1918 г.: «Интеллигенция всегда 
была революционна. Декреты большевиков — это символы 
интеллигенции». В этом отношении Блок противопоставлял 
интеллигенцию буржуазии: «У буржуа — почва под ногами оп-
ределенная, как у свиньи — навоз: семья, капитал, служебное 
положение, орден, чин, Бог на иконе, царь на троне. Вытащи это — и 
все полетит вверх тормашками».
Такая позиция предопределила сатирическое изображение 
буржуазии и «уходящего мира» в первой главе поэмы. Сначала 
появляется «старушка», которая «убивается — плачет» и при виде 
плаката «Вся власть Учредительному собранию!». «Никак не поймет, 
что значит, / На что такой плакат, / Такой огромный лоскут? / Сколько 
бы вышло портянок для ребят, / А всякий — раздет, разут...» Это 
обывательский взгляд постороннего свидетеля событий. Следом появляется 
«Буржуй на перекрестке», который «В воротник упрятал нос». Поразительное 
совпадение с этим сатирическим образом находим у М. Цветаевой, вовсе не 
приветствовавшей революцию, в очерке того же 1918 г. «Октябрь в вагоне»: 
«Так это у меня и осталось, первое видение буржуазии в России: уши, 
прячущиеся в шапках, души, прячущиеся в шубах <...> видение шкуры. Затем 
появляется «Писатель — вития»: «Длинные волосы / И говорит вполголоса: / — 
Предатели! / — Погибла Россия!» Четвертый герой — «нынче невеселый, / 
Товарищ Поп». Пятая — «Барыня в каракуле», тоже изображается в 
сатирическом ключе: «Поскользнулась / И — бац — растянулась!» Наконец, 
появляются проститутки, в которых большевистская критика увидела пародию 
на революцию:
...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... ...Обсудили — Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять... ...И меньше — ни с кого не 
брать... ...Пойдем спать...
Реплики пяти участниц этого разговора отделены друг от друга отточиями.
После проституток появится еще один персонаж — «Бродяга», который 
неприкаянно «сутулится». Можно допустить, что «бродяга» идентифицируется 
с ^человеком* из «пролога» к поэме: «Черный вечер. / Белый снег. / Ветер, 
ветер! На ногах не стоит человек, который, в свою очередь, восходит к Человеку 
из «Жизни Человека» Леонида Андреева. Итак, если к семи обозначенным 
героям добавить пять проституток, получится еще одно символическое число. 
Двенадцати персонажам-теням из «старого» мира противопоставлены во 
второй главе поэмы двенадцать красногвардейцев. Из диалога двенадцати 
красногвардейцев во второй главе читатели узнают о Ваньке, который «сам 
теперь богат... Был Ванька наш, а стал солдат!», «сукин сын, буржуй», и о 
гуляющей с ним Катьке: «А Ванька с Катькой — в кабаке... — У ей керенки есть 
в чулке!»
Портрет Катьки нарисован особенно подробно: «Запрокинулась лицом, 
/Зубки блещут жемчугом... / Ах ты. Катя, моя Катя, / Толстоморденькая... / У 
тебя на шее, Катя, / Шрам не зажил от ножа. / У тебя под грудью, Катя, / Та 
царапина свежа!»
В пятой главе звучит «голос» Петрухи. Это он, Петруха, убил 
офицера, с которым прежде «блудила» Катька: «Гетры серые носила, / 
Шоколад Миньон жрала, / С юнкерьем гулять ходила — /С солдатьем 
теперь пошла? / Эх, эх, согреши! / Будет легче для души!»
Как видно из письма иллюстратору «Двенадцати» Ю. П. Анненкову, 
Блока заботил облик Катьки. Он подчеркивал: «Катька — здоровая, 
толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая, 
добрая — здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно 
целуется <...>. «Толстомор-дость» очень важна (здоровая и чистая даже 
до детскости)».
Шестая глава рисует погоню красногвардейцев за Ванькой и 
Катькой: «А Катька где? — Мертва, мертва! / Простреленная голова!» 
Петруха — «бедный убийца», у которого «не видать совсем лица» и 
руки в крови, оплакивает свою и Катькину загубленную душу: «— Ой, 
товарищи родные, /Эту девку я любил.../ Ночки черные, хмельные / С 
этой девкой проводил...»
Но другие красногвардейцы одергивают его, «стервеца», и все 
вместе они идут на разбой: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / 
Отмыкайте погреба — / Гуляет нынче голытьба!»
В статье «Интеллигенция и революция» Блок называл народ 
недавно проснувшимся «Иванушкой-дурачком»: «Что ж вы думали? 
Что революция — идиллия? <...> Что народ — паинька? Что сотни 
жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, 
не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так 
«бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между 
«черной» и «белой» костью?» Так прорисовывается подтекст коллизии 
любовного треугольника между Петькой, Катькой и Ванькой.
В финале поэмы во вьюге, в метели (ср. мотив из пушкинской 
«Капитанской дочки») «идут без имени святого...» («Ко всему готовы, / 
Ничего не жаль...») двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется 
«голодный пес», олицетворяющий «старый мир», а впереди — Христос: 
«...с кровавым флагом, / И за вьюгой невидим, / И от пули невредим, / 
Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной, / В 
белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».
Блок сам удивлялся: почему Христос? Но ничего с собой не мог 
поделать: он видел Христа. Дневниковая запись: «Разве я «восхвалял»? 
(большевиков. — Ред.}. Я только констатировал факт: если вглядеться в 
столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа». Но я 
иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ». Но совмещение 
пролитой крови Катьки и фигуры Христа для Блока эпохи 
«Двенадцати» органично. Ключ к поэме — идея многозвучия, 
вобравшего в себя самые разные «голоса» эпохи — от песни до языка 
плаката.
Впрочем, вскоре Блок разочаровывается в революции и по-другому 
начинает смотреть на свою поэму. В «Записке о «Двенадцати» он 
выделил отрезок времени «с начала 1918 г., приблизительно до конца 
Октябрьской революции (3—7 месяцев)». Передавая ощущение чары 
(цветаевское слово) того времени, поэт писал: «...в январе 1918 года я 
последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в 
марте 1914 года». Хотя теперь, в апреле 1920 г., он «не мог <...> бы 
написать того, что написал тогда», но отречься от «Двенадцати» невоз-
можно, ибо поэма была написана «в согласии со стихией...».
Тем не менее в предсмертном бреду Блок требовал от Л. Д. 
Менделеевой обещания сжечь все до единого экземпляры поэмы 
«Двенадцать».
Hosted by uCoz