Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
(Рассказ. 1898)
Беликов — главный герой, гимназический учитель греческого 
языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу 
Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он 
дает полную характеристику Б.: «Он был замечателен тем, что всегда, 
даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и 
непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и 
часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы 
очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, 
тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый 
воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и 
когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним 
словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое 
стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, 
который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. 
Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной 
тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, 
свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего 
никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для 
него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от 
действительной жизни».
Главное опасение Б. — это «как бы чего не вышло». Любое 
отступление от принятых правил приводит его в уныние и бес-
покойство. Его страх имеет не только экзистенциальный, но и 
социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства. 
Несмотря на свою незаметность и серость, Б., по словам Буркина, 
«держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его 
влиянием «стали бояться всего». Метафора футляра, обрастая все 
новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на 
протяжении всего повествования.
С появлением в городе нового учителя истории и географии Михаила 
Саввича Коваленко и его сестры Вареньки, которая не ожиданию 
проявляет к Б. расположенность, общество решает женить на ней героя. 
Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, 
и Б. соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в 
изнурительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже 
уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ 
мыслей» его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с 
Варенькой и часто заходит к ним в гости, но с предложением тянет. 
Однажды Б. видит ее с братом катающимися на велосипедах, и это 
приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и 
«как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на 
велосипеде, — «совершенно неприлична для воспитателя юношества». 
Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о 
состоявшемся разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко 
заявляет, что не любит фискалов, и спускает Б. с лестницы. После всего 
случившегося герой заболевает и через месяц умирает. Буркин 
резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было 
кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его 
положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Образ Б. — «человека в футляре», фигуры комической, почти 
карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал 
нарицательным еще при жизни Чехова.
Буркин — учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов — 
«Крыжовник» и «О любви». «...Небольшого роста, толстый, совершенно 
лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс». Вместе с ветеринарным 
врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и 
в минуты отдыха делятся друг с другом разными «поучительными» 
житейскими историями. В «Человеке в футляре» Б. выступает в 
качестве рассказчика, повествующего об учителе древнегреческого 
языка Беликове. Характеристики, которые он дает Беликову, метки, 
точны и близки авторским, хотя Б. относится к этому персонажу более 
как «комической фигуре, тогда как сам автор видит в подобной 
деформации человеческой личности глубокий жизненный трагизм. Тем 
не менее в рассуждениях Б. звучит во многом разделяемая автором 
неудовлетворенность жизнью, в которой мало настоящей свободы, — 
«суровой, утомительной, бестолковой... не запрещенной циркулярно, но 
и не разрешенной вполне».


Hosted by uCoz