Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

Жуковский Василий Андреевич (1783—1852) 
СВЕТЛАНА 
(Баллада, 1808—1811) -
Светлана — героиня баллады, написанной, как и другая баллада 
Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта 
Г.-А. Бюргера «Ленора», — возвращение жениха-мертвеца за своей 
невестой и их путь к гробу. «Светлана» — попытка создания идеального 
национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал 
поэт. Отличительные черты этого характера-души — чистота, кротость, 
покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для 
изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, 
стилизуя ее — в сентиментальном ключе — под девушку из народной 
песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. 
Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее 
услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной 
степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани 
подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, 
перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и 
тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее 
крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего 
милого и — пробуждается. В финале появляется живой и невредимый 
жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысляются в 
«Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-
обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, 
демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский 
голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления 
страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть 
героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, 
не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, 
она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее 
чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои «страшных» баллад Жуковского — всегда «страдальческая 
сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно 
произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие 
герои — жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В 
«Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, 
что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для 
фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение 
заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, 
счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. — 
небалладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе 
жанровый мир: традиционные для баллады ужасы — лишь испытание ее 
веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь 
вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру 
этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего 
балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» 
заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» — и 
«Леноры» — не выходит за пределы ночи.)
С. — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, 
связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту 
балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), 
которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое 
настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины 
— адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. 
Языкова, , И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном 
обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский 
вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском 
«крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не 
только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей 
символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, 
«светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную 
существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, 
защищающим от злых сил.
А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для 
характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа 
V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал 
одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.
Hosted by uCoz