Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

СОН МАКАРА
(Рассказ, 1885)
Макар — главный герой, крестьянин.
Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». 
Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян 
реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у 
крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, 
называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, 
очевидно, недаром сменил его имя на Maкара — на него, по русской 
поговорке, «все шишки валятся»; с Н другой стороны, короленковский 
Макар живет именно там, : куда другой фольклорный Макар «телят не 
гонял». у М. — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки ? 
Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от 
«поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; 
«работал он страшно, жил бедно, терпел голод и [ холод», много пил. В 
канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в 
тайге — в надежде поймать лисицу, М. заблудился и стал замерзать. Во 
сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою 
незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», 
в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи 
М., и их оказывается так много, что Тойон велит отдать М. в наказание 
церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого 
Тойона» и просит отца разрешить М. «что-нибудь» сказать. ИМ., вдруг 
ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: 
как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и 
исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и 
голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая 
земля и злая тайга!.. Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он 
мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую 
долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла...».
От рассказа М. заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», 
«молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи М., 
«подымалась все выше и выше!».
Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у совре-
менников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные 
интерпретации — как революционного характера, так и сугубо 
христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: 
обстоятельства позволяют предположить, что М. не замерз в тайге, а 
видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и 
начало гл. IV).
Хотя образ М. и стал хрестоматийным, его трудно отнести к 
достижениям русской психологической прозы. Он решен в традициях 
популярных «святочных рассказов», где на первое место ставилась 
сюжетная экстравагантность, а не художественная убедительность 
образов. Положительный отклик читателей обеспечило соединение 
беллетристических стереотипов с социально-политической 
конъюнктурой первой половины 1880-х гг., когда сам факт 
развертывающегося антигосударственного террора вытеснялся в 
массовом сознании общими разговорами о тяжелом положении народа.
Hosted by uCoz