Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

Литературный герой в современном смысле термина — то 
есть характер, наделенный сюжетной ролью, — в литературе 
Древней Руси отсутствует. Значительная часть произведений, 
созданных в Х—XVI вв., вообще связана с риторикой — это тор-
жественные слова, проповеди, поучения, притчи; там же, где есть 
сюжетная основа — в житии, путешествии (хожении), ле-
тописном рассказе о важных исторических событиях — нет вы-
мысла, по крайней мере сознательного. А литературный герой, 
как правило, действует в условных, специально придуманных 
автором обстоятельствах, позволяющих персонажу полнее рас-
крыться перед читателем, проявить себя. Называя некоторых 
персонажей древнерусской словесности (например, полусказоч-
ных Петра и Февронию Муромских из Жития, составленного 
Ермолаем-Еразмом) «литературными героями», мы должны по-
мнить, что это не до конца точное словоупотребление. Вернее 
было бы говорить о «литературных образах», созданных писате-
лями Древней Руси и навсегда вошедших в национальную куль-
турную память. Два таких вечных образа — князя Игоря и его 
верной жены Ярославны — запечатлены в единственном произ-
ведении древнерусской словесности, обязательно изучаемом в 
школьной программе, — «Слово о полку Игореве».
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
(Предположительно — конец XII в.; опубл. по единств. списку 
XVI в. — 1800)
Игорь Святославич, князь Новгород-Северский — централь-
ный образ лиро-эпического произведения, посвященного неудач-
ному походу новгород-северской дружины и ее 
немногочисленных союзников (брат И., Всеволод Святославич 
князь Курский, племянники Святослав Ольгович Рыльский и 
Владимир Игоревич) против половцев (1185), о пленении И. и его 
бегстве; о том же рассказывает и летопись. Начало похода 
сопровождается грозным предзнаменованием — солнечным 
затмением; звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду; 
после удачной битвы И. с его недавним союзником Кончаком на 
рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: 
кровавые зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть 
4 солнца (т. е. русских князей). И., который ставит честь выше 
жизни — и постоянно говорит о том своим воинам, — в полном 
согласии с автором «Слова» воспринимает поражение как 
расплату за то, что не содействовал общерусскому единству. 
(«Исторический» И. долго не поддерживал союз князей, то 
выступая против половцев, то действуя заодно с ними; не 
участвовал он и в победном походе объединенного войска под 
водительством Святослава Всеволодовича 1184 г. и пленении 
хана Кобяка.) Именно поэтому в «Слове» поведано о 
провидческом сне, приснившемся Святославу Всеволодовичу, 
князю-объединителю, который стремился усыпить зло, 
пробужденное удельными князьями: будто в тереме его доски без 
князька, т. е. без верхней опоры; дом без конька не устоит. По 
существу, с тем же мотивом единства Русской земли (залогом 
которого служит единство семейно-родовое), с той же метафорой 
общерусского дома связан и поэтичный плач жены И., 
Ярославны, которая рыдает на крепостной стене в Путивле, 
обращаясь к природным силам («Ветер-ветрило!.. Днепр-
Славутич!.. Светлое и тресветлое солнце!..») с мольбой о помощи 
плененному мужу. Обещая обратиться в кукушку «безвестную», 
полететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле-реке, 
обтереть раны князя И., она свидетельствует о свой неразрывной 
связи с мужем о той жертвенной преданности семье, которая 
контрастно оттеняет равнодушное отношение русских князей, 
ковавших крамолу и говоривших «брат брату: се мое, а то мое 
же», к своим «семейным» обязанностям по отношению к родной 
земле.
Не случайно, что лишь глубокое раскаяние в совершенной 
«крамоле» возвращает И. надежду; как природа в образе сол-
нечного затмения «заступала» ему дневной путь от Русской 
земли в землю половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу 
сквозь ночь «от великого Дону до малого Донца». Носитель идеи 
чести, трагически переживший позор (т. е. бесчестие), И. искупил 
свой «грех»; бегство князя из плена как бы восстанавливает 
единство общерусского дома — солнце снова на небе, ибо князь 
И. снова в Русской земле.

Hosted by uCoz