Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) — второй 
(после Хлестакова) по значимости персонаж комедии;
«голова» уездного города, от которого «З года скачи, ни до како-
го государства не доедешь». Такой «срединный» город должен служить 
символом провинциальной России вообще, а Г. Сквозник-
Дмухановский — олицетворять собою тип «городничего вообще».
Согласно гоголевским «Замечаниям для гг. актеров», Г. «уже 
постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек. <...> 
Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую 
службу с низших чинов. <...> Волоса на нем стриженые с проседью».
Г. — в отличие даже от Хлестакова — участвует в действии от 
первой сцены до последней. В начале он зачитывает письмо от 
«приятеля» Андрея Ивановича Чмыхова с «пренеприятнейшим 
известием» («К нам едет ревизор»). В конце участвует в оглашении 
«разоблачительного» письма Хлестакова, которого, неожиданно 
обманувшись, счел ревизором; после явления Жандарма с вестью о 
приезде «настоящего» чиновника из Петербурга, вместе со всеми 
замирает в немой сцене.
Именно обмолвка Г. в д. 1, явл. 1 («...если только уже не приехал и 
не живет где-нибудь инкогнито») дает завязку комедийному сюжету. 
Чиновники обсуждают в своем кругу полученное известие (при этом 
двое, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин и почтмейстер Иван 
Кузьмич Шпекин, не сговариваясь, объясняют приезд чиновника 
«политическими причинами», подготовкой России к войне); Г. отдает 
традиционно-водевильные распоряжения по «обустройству» города 
(выгнать лишних больных из больницы, где пациенты выздоравливают 
«как мухи», и сделать над кроватями оставшихся надписи по-латыни; 
навести порядок в училищах; перлюстрировать письма). Тем временем 
помещики Бобчинский и Добчинский ищут «исполнителя» роли 
инкогнито — и находят его в лице 23-летнего титулярного советника 
Хлестакова, следующего с подорожной в Саратов, но застрявшего в 
местном трактире (нечем оплатить долг за постой и еду).
Невольно «завязав» сюжет, Г. сам продолжает его раскручивать. 
Явившись к Хлестакову (д. 2, явл. 8), Г. не верит правдивым словам 
насмерть перепуганного щелкопера, уверенного, что его хотят 
доставить в тюрьму за неуплату, толкует их как хитроумную увертку 
«инкогнито» («Какие пули отливает!»). И наоборот, когда у Хлестакова, 
уже в доме Г., после «бутылки-толстобрюшки» с губернской мадерой 
развязывается язык и он довирается до того, что производит себя в 
фельдмаршалы, — Г. ему почти верит («что, если хоть одна половина из 
того, что он говорил, правда? <...> Подгулявши, человек все несет нару-
жу» — Д. 3, явл. 7).
«Создав» Хлестакова, который в конце концов сватается к его 
дочери Марье Антоновне, Г. надеется с его помощью пересоздать себя 
самого, свою собственную жизнь. После отъезда мнимого ревизора Г. 
словно бы продолжает играть его роль — роль враля и фантазера. 
Размышляя о выгодах родства с «важным лицом», он сам себя 
мысленно производит в генералы и мгновенно вживается в новый образ 
— д. 4, явл. 1 («А, черт возьми, славно быть генералом!»). Неожиданное 
(явл. 8) появление Почтмейстера, вскрывшего письмо Хлестакова к 
«душе Тряпичкину» и обнаружившего, во-первых, что тот «совсем не 
ревизор», а во-вторых, что уничижительные характеристики даны всем 
чиновникам, в том числе Г. («глуп, как сивый мерин»), не просто 
отрезвляет Г., не просто оскорбляет до глубины души. Он 
действительно «убит, убит. совсем убит», «зарезан». Г. как бы сброшен 
с вершины социальной лестницы, на которую уже мысленно взобрался. 
До него постепенно доходит, что он по собственной глупости 
«сосульку, тряпку принял за важного человека». Г. — обманщик, 
обманувший на своем веку трех губернаторов («что губернаторов <...> 
нечего и говорить про губернаторов»; ср. пассаж пьяного Хлестакова: 
«Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...»); Г. — жулик, 
готовый вести торг с самим Провидением (он обещает, если все сойдет с 
рук, поставить одну трехпудовую свечу, для чего на каждую «бестию 
купца» собирается наложить доставку трех пудов воску; вопрос о том, 
куда пойдут «лишние пуды», неуместен). И этот-то чиновник 
перехитрил сам себя.
Пережив невероятное, унизительное потрясение, Г. — впервые в 
жизни! — на мгновение прозревает, хотя сам полагает, что ослеп: 
«Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц, а больше 
ничего». Таков город, которым он управляет;
таков он сам; и на пике пережитого позора он вдруг возвышается до 
настоящего трагизма, хотя и не в силах удержаться от «нашептывания» 
нечистого. («Над кем смеетесь? над собой смеетесь!» — возмущенно 
восклицает он, как бы не понимая, что в этом очистительном смехе 
человека над самим собою, над своей страстью, над своим грехом автор 
и видит выход из смысловых коллизий комедии.) Не случайно в 
позднейшем «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть 
как следует «Ревизора» (1846) Гоголь определяет положение Г. после 
объявления о приезде настоящего ревизора (*Немая сцена. Г. 
посередине в виде столпа с распростертыми руками и закинутою назад 
головою») как истинно трагическое.
Хлестаков Иван Александрович — по оценке самого Гоголя, 
центральный персонаж комедии, «...молодой человек лет 23-х, 
тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в 
голове. <...> Он не в состоянии остановить постоянного внимания на 
какой-нибудь мысли. <...> Чем более исполняющий эту роль покажет 
чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде».
X. выходит на сцену во 2-м д. Он направляется из Петербурга, где, 
подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину (повесть «Шинель»), служит 
переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, 
недовольного карьерными неуспехами сына. (Саратов в начале XIX в. 
— беспросветная глушь; ср. слова Фамусова в «Горе от ума»: «В 
деревню, в глушь, в Саратов!») По дороге, в Пензе, проигрался; теперь 
не имеет денег ни на дальнейший путь, ни на оплату гостиничного 
счета; голодает. Прибытие губернатора Сквозник-Дмухановского (явл. 
8) поначалу связывает с арестом за неуплату долга. Затем (успев занять 
деньги у Сквозник-Дмухановского и перебравшись к нему на квартиру 
— д. 3, явл. 5) объясняет гостеприимство и услужливость чиновников 
«сентиментально» — их человечностью и обычаем привечать приезжих, 
показывать им «богоугодные заведения», поить их из «бутылки-
толстобрюшки».
За этим (д. 4) следует череда «просительных» визитов чинов-
ничества и купечества. У первого из визитеров, судьи Аммоса 
Федоровича Ляпкина-Тяпкина, X. робко просит занять 300 руб.; у 
почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина и смотрителя училищ Луки 
Лукича Хлопова ту же сумму просит уже не стесняясь. У попечителя 
богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники вытягивает 
400 руб.; войдя во вкус, с неслужащих — а потому вроде бы и не 
имеющих причины давать взятки — Бобчинского и Добчинского 
пытается стребовать уже 1000.
Лишь когда поток кредитоспособных просителей иссякает, X. 
наконец-то догадывается, что его принимают за кого-то другого (он 
считает, что за генерал-губернатора). Но и тут объясняет «успех» не 
случайностью, а своим петербургским костюмом и обхождением. О чем 
спешит рассказать в письме «душе Тряпичкину», петербургскому 
приятелю из «сочинителей». Приняв напоследок обиженных 
Городничим купцов, слесаршу, мужа которой забрили в солдаты, и 
высеченную унтер-офицерскую вдову, X. устает от миссии защитника 
униженных и окорбленных и, как бы войдя в роль взяткобрателя (до сих 
пор он действительно полагал, что берет «взаймы»), велит гнать взашей 
жалобщиков из бедного сословия.
X. легко описывает чужие недостатки; язвительные характеристики, 
какие он дает чиновникам уездного города в письме к Тряпичкину, 
остроумны и верны. Но сознательно взглянуть на себя со стороны, 
оценить свое действительное положение он не в состоянии. Даже 
догадавшись, что невольно занял чье-то место, X. (каким он изображен 
в окончательной редакции «Ревизора») не может сообразить, что рано 
или поздно объявится настоящий «генерал-губернатор» (он же ревизор). 
Ему так хорошо быть тем, кому в своей «настоящей» жизни он обречен 
лишь завидовать и кем ему никогда не стать, что «делать ноги» он не 
спешит. В финале д. 4 X., вместо того чтобы поспешить с отъездом, 
затевает двойной роман с женой и дочерью Городничего; в конце 
концов сватается к последней и пробуждает в Сквозник-Дмухановском 
тщетные надежды на генеральский чин. И если бы не слуга Осип, по-
народному сметливый, то X. не успел бы покинуть пределы 
«гостеприимного» города за несколько минут до того, как Шпекин 
явится с «саморазоблачительным» письмом X. к Тряпичкину, а 
Жандарм объявит о том, что «Приехавший по Именному повелению из 
Петербурга чиновник требует» Городничего «сей же час к себе».
«Ревизор» — комедия и «лиц» и «положений»; комедийность 
«положений» обеспечена в ней всеобщим самообманом «лиц», а не 
хитроумным обманом героя-авантюриста. Неповторимость 
сценического амплуа X. в том и состоит, что он — щелкопер, враль по 
вдохновению, а не обманщик по умыслу. Гоголь называл X. «лицом 
фантасмагорическим»; но эта «фантасмагория» лишена инфернально-
демонического начала. Контраст между действительным ничтожеством 
X. и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники и 
жители уездного города, «записавшие» X. в ревизоры, питает 
комическую атмосферу пьесы. Этот же контраст формирует и ее 
скрыто-трагический подтекст — тот «светлый» смех сквозь невидимые, 
неведомые миру слезы, который Гоголь считал единственно положи-
тельным «лицом» комедии.
Смешно, когда X. в явл. 5, д. 3 после «бутылки-толстобрюшки» с 
губернской мадерой, как бы отвечая на ожидания чиновной «публики», 
от реплики к реплике поднимает себя все выше и выше по 
иерархической лестнице и лишь изредка случайно довирается до 
правды («Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь 
только кухарке: «На, Маврушка, шинель»... Что ж я вру, я и позабыл, 
что живу в бельэтаже»). Начав с того, что его хотели сделать 
коллежским асессором, продолжив тем, что «один раз» солдаты 
приняли его за главнокомандующего, Хл. кончает тем, что описывает 
явление «курьеров, курьеров, 35 000 одних курьеров» с просьбой 
вступить в управление департаментом — и восклицает: «Я везде, везде! 
<-..> Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...»
Но то, что кажется смешным, — на самом деле беспредельно 
трагично. X. в отличие от чиновников, которые уверены, что 
«надувают» ревизора, пускают ему пыль в глаза, врет и хвастает 
бескорыстно, не преследуя никакой цели и попросту не помня, что он 
говорил вчера, час или минуту назад. Однако его вранье и хвастовство 
не походит и на пустую болтовню фанфарона Репетилова из «Горя от 
ума», или беспечно-возбужденную ложь Ноздрева из «Мертвых душ», 
или фантазии какого-нибудь водевильного шалуна. В том, как пьяный 
X. выдумывает свою «идеальную» биографию, как строит ее из 
разрозненных и взаимоисключающих эпизодов, есть прямая и жесткая 
при всей ее бессознательности логика. Все социальные маски, которые 
примеряет на себя напившийся (а значит, освободившийся от само-
контроля) X. предельно экзотичны. Будь то «фельдмаршальство», будь 
то «сочинительство» (X. с Пушкиным на дружеской ноге; он автор 
множества сочинений разных эпох и стилей — «Женитьбы Фигаро» 
Моцарта Бомарше, оперы «Роберт-дьявол» Майербера, «Фрегата 
«Надежда» А. А. Бестужева-Марлинского, «другого», не загоскинского 
«Юрия Милославского»; его псевдоним — Барон Бромбеус; он издатель 
«Московского телеграфа» Н. А. Полевого). Будь то «любовное» амплуа: 
объясняясь с дочерью Городничего Марьей Антоновной, X., подобно 
романтическому герою-любовнику, уверяет ее: «Я могу от любви 
свихнуть с ума». В том фантасмагорическом мире, который создан в 
лживом воображении X., раз навсегда преодолена жесткая бюрокра-
тическая «регулярность» петербургской (шире — российской) жизни. 
Ничтожный чиновник производится в фельдмаршалы, безликий 
переписчик становится известным писателем. X., как мелкий бес, 
выпрыгивает из своего социального ряда и несется вверх по 
общественной лестнице. Если бы не цензурные «ограничители», он на 
фельдмаршальстве ни за что не остановился бы — непременно посягнув 
на «вакансию» государя, как делает это другой гоголевский чиновник, 
Поприщин. Поприщина освобождает от социальной скованности 
сумасшествие; Акакия Акакгевича Башмачкина, который 
заворачивается в шинель, как в царскую порфиру, — смерть; X. 
освобождает его вранье. Причем освобождает не «от условий жизни», а 
«от самого себя» (выражение литературоведа Ю. М. Лотмана). В какой-
то момент он озирается с этой немыслимой высоты на себя реального и 
с беспредельным презрением отзывается о своем настоящем положе-
нии: «...а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, 
тр <...> пошел писать».
Между тем преодолеть свой сословно-бюрократический статус, 
возвыситься над мелкой судьбой хотят многие герои «Ревизора». 
Городничий, «осчастливленный» предложением, которое делает его 
дочери «значительное» лицо, тут же возносится в мыслях до 
генеральского чина, пародийно повторяя завиральные интонации X.: 
«Кавалерию повесят тебе через плечо <...> поедешь куда-нибудь — 
фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! <...> 
обедаешь себе у губернатора, а там: стой, городничий! Хе-хе-хе 
(заливается и помирает со смеху), вот что, канальство, заманчиво!» (д. 
5, явл. 1). Но выше генеральства Городничий не заносится. Бобчинский, 
у которого к X. одна-единственная «нижайшая просьба» («как поедете в 
Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адми-
ралам <...> если эдак и Государю придется, то скажите и Государю, что 
вот, мол, Ваше Императорское Величество, в таком-то городе живет 
Петр Иванович Бобчинский»), тоже, по существу, хочет «возвысить» 
себя до высших чиновников империи вплоть , до государя. Но 
поскольку он не имеет духу и беззаботности X., чтобы лично 
приблизиться к престолу, хотя бы и в пространстве собственного 
воображения, постольку он робко умоляет «перенести» через сословные 
преграды хотя бы одно свое имя и освятить его ничтожное звучание 
«божественным» слухом государя.
X. — во многом благодаря своей беззаботности — куда более смел, 
куда более масштабен, чем все остальные герои комедии; его удаль 
(хотя бы и «не туда», «не на то» направленная) позволяла Гоголю с 
самого начала считать X. «типом многого, разбросанного в русских 
характерах». В нем, в его «социальном поведении» аккумулированы, 
осуществлены затаенные желания чиновников уездного города; с ним 
связаны основные социально-психологические, философские проблемы 
пьесы. Это делает его сюжетным центром комедии.
Позже, в драматургической «Развязке «Ревизора» (1846), от-
вергнутой большинством читателей, включая актера М. С. Щепкина, 
выведенного в «Развязке» в качестве мудрого толкователя смысла 
комедии, Н. В. Гоголь «надстроит» свой сюжет аллегорией душевного 
города («Всмотритесь-ка пристально в этот
Город, который выведен в пьесе! <...> Ну, а что, если это наш же 
душевный город, и сидит он у всякого из нас») и даст дополнительные 
характеристики всем персонажам, превратив их в олицетворения разных 
страстей человека. Мнимый ревизор X. предстанет «ветреной светской 
совестью», перед которой каждый может оправдаться; ему 
противостоит ревизор «истинный» — «наша проснувшаяся совесть», 
ждущая каждого человека у дверей гроба.

Hosted by uCoz