Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

РЕКА ИГРАЕТ Эскизы из дорожного альбома
(Рассказ, 1892)
Тюлин — герой рассказа, перевозчик на реке Ветлуге. У него 
моложавое лицо, «почти без бороды и усов, с выразительными 
чертами», басистый грудной голос, «немного осипший, будто с 
сильного похмелья», но в нем слышатся «ноты такие же 
непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот столб, и на 
столбе надпись», — замечает рассказчик.
За внешне простым сюжетом, состоящим из нескольких сценок, 
где мужик, мучающийся с перепою, преображается в борьбе с 
взыгравшей от дождевого паводка рекой, возникает идея особой 
жизненной силы, возвышающей человека. Объяснение этого 
эффекта трудно связать с тем противопоставлением, которое есть в 
рассказе: богомольцев на Светлояре, «святом озере, у невидимого 
града Китежа» — и перевозчика, «книжных народных разговоров, 
среди «умственных» мужиков и начетчиков» — и «стихийного, 
безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмельного 
недуга» Т. Здесь автор излишне рационализирует повествование — 
излишне, ибо Т. с его неизменным «разве-либо» самодостаточен. 
Он, как и река, играет своей волей, сам по себе.
Рассказ сразу приобрел известность, многократно переизда-
вался, а образ Т. привлек особое внимание М. Горького, неодно-
кратно к нему обращавшегося.
Однако связывать образ Т. с «революционными настроениями» 
народа, как это делал Горький, было бы натяжкой. Т. гораздо ближе 
к русской фольклорной традиции, к архетипам Емели, Иванушки, 
его можно связать с носителями травестийного богатырства в 
русской литературе (Кузька в «Нравах Растеряевой улицы» Г. И. 
Успенского, бунинский Захар Воробьев из одноименного рассказа 
И. А. Бунина, а также с народными героями русской литературы 
советского периода —Иваном Африканычем В. И. Белова 
(«Привычное дело»), Федором Кузькиным Б. А. Можаева 
(«Живой»), «чудиками» В. М. Шукшина, Кирпиковым В. Н. 
Крупина («Живая вода»).
Hosted by uCoz