Краткое Содержание |
РЕКА ИГРАЕТ Эскизы из дорожного альбома (Рассказ, 1892) Тюлин — герой рассказа, перевозчик на реке Ветлуге. У него моложавое лицо, «почти без бороды и усов, с выразительными чертами», басистый грудной голос, «немного осипший, будто с сильного похмелья», но в нем слышатся «ноты такие же непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот столб, и на столбе надпись», — замечает рассказчик. За внешне простым сюжетом, состоящим из нескольких сценок, где мужик, мучающийся с перепою, преображается в борьбе с взыгравшей от дождевого паводка рекой, возникает идея особой жизненной силы, возвышающей человека. Объяснение этого эффекта трудно связать с тем противопоставлением, которое есть в рассказе: богомольцев на Светлояре, «святом озере, у невидимого града Китежа» — и перевозчика, «книжных народных разговоров, среди «умственных» мужиков и начетчиков» — и «стихийного, безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмельного недуга» Т. Здесь автор излишне рационализирует повествование — излишне, ибо Т. с его неизменным «разве-либо» самодостаточен. Он, как и река, играет своей волей, сам по себе. Рассказ сразу приобрел известность, многократно переизда- вался, а образ Т. привлек особое внимание М. Горького, неодно- кратно к нему обращавшегося. Однако связывать образ Т. с «революционными настроениями» народа, как это делал Горький, было бы натяжкой. Т. гораздо ближе к русской фольклорной традиции, к архетипам Емели, Иванушки, его можно связать с носителями травестийного богатырства в русской литературе (Кузька в «Нравах Растеряевой улицы» Г. И. Успенского, бунинский Захар Воробьев из одноименного рассказа И. А. Бунина, а также с народными героями русской литературы советского периода —Иваном Африканычем В. И. Белова («Привычное дело»), Федором Кузькиным Б. А. Можаева («Живой»), «чудиками» В. М. Шукшина, Кирпиковым В. Н. Крупина («Живая вода»). |