Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

МЦЫРИ 
(Поэма, 1839: опубл. 1840)
Мцыри (послушник) — герой одноименной поэмы; кавказский 
юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и 
был отдан для излечения в монастырь. Существует рассказ биографа 
Лермонтова П. А. Висковатого со ссылками на свидетельства А. П. 
Шан-Гирея и А. А. Хастатова, что в основу поэмы положен 
действительный случай. Отмечалось также, что Лермонтову могла быть 
знакома история чеченца П. 3. Захарова, впоследствии художника-
академика, увезенного
А. П. Ермоловым в Тифлис. В разработке эпизодов и мотивов поэмы 
поэт воспользовался грузинским фольклором (песня «Юноша и тигр», 
нашедшая отражение в поэме Ш, Руставели «Витязь в тигровой 
шкуре»). Образ М. связан с героями байронических поэм, поэма 
написана узнаваемым стихом «Шилонского узника» (пер. В. А. 
Жуковского). На образ М. повлияла поэзия Гёте («Лесной царь», 
«Рыбак», «Свидание и разлука»), поэма И. И. Козлова «Чернец».
Библейский эпиграф (из 1-й Книги Царств: «Вкушая, вкуси мало 
меда, и се аз умираю») указывает на трагическую обреченность героя. 
Вся поэма, кроме эпического зачина, где сообщена предыстория героя, 
представляет собой исповедь-монолог М. Он, подобно Чернецу 
Козлова, выступает и главным действующим лицом, и рассказчиком о 
тех днях жизни на воле, которой контрастно противоположен 
монастырь, этот символ замкнутого пространства, враждебного 
открытой душе героя. М. прежде всего герой действия, 
непосредственного поступка. В отличие от героев пушкинских 
романтических поэм он — «естественный человек», вынужденный жить 
в неволе чуждого ему монастыря. Убегая из монастыря, М. надеется 
вернуться в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет 
«могучий дух», данный ему природой от рождения. Однако жизнь в мо-
настыре наложила свой отпечаток — могучий дух обречен на гибель в 
чужом укладе, но и к воле М. неприспособлен.
Путь героя в открытом пространстве внутренне замкнут;
М. движется по кругу. Природа сначала оправдывает его надежды: он 
ликует, рассказывая старику монаху о первоначальных впечатлениях от 
родного края; о том, что ему были понятны «думы» скал, причудливые 
горные хребты, духовная жизнь природы. Он как будто слился со всей 
вселенной, с космосом, постиг смысл мироздания. Его взволновала 
встретившаяся на пути молодая грузинка; он победил барса. Но 
одновременно он и страшился стихийных сил. Символическим 
выражением тщетности желаемой гармонии стало невольное 
возвращение к монастырю и услышанный звон колокола.
Трагическое бессилие героя ведет к отказу от всяких поисков. М. 
охвачен бредом, к нему приходит искушение забвения холода и покоя. 
М. терпит поражение, но это не отменяет порыва к свободе, жажды 
гармонии с природой, с бытием. Уже сам по себе этот порыв — символ 
непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря но то что 
сила духа угасает без «пищи» и М. ищет «приют» «в раю, / В святом, 
заоблачном краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на 
вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. Тем самым стра-
дания и тревоги героя умирают вместе с ним; желанная свобода не 
достигнута.
Hosted by uCoz