Рейтинг@Mail.ru

 

 

Краткое Содержание

ЧУДНАЯ
(Очерк из 80-х годов)
(1880; первая легальная публ. в России — 1905 под назв. 
«Командировка» )
Морозова — главная героиня, политзаключенная. В центре 
повествования этого раннего произведения писателя — рассказ 
конвойного-жандарма Гаврилова о девушке-«политичке» 
(политзаключенной) М., которую он сопровождал в ссылку. 
Рассказчику она показалась ребенком: «волосы русые, в одну косу 
собраны, на щеках румянец. Гаврилов сразу пожалел ее, а дорогой даже 
думалось ему: «у начальства попросить да в жены ее взять. Ведь уж я 
бы из нее дурь-то эту выкурил». Но больше всего удивляет рассказчика 
не гордая непокорность М., ее постоянные препирательства с 
конвойными, а то, что она «побрезгала» с ними чай пить. Видя, что 
ссыльная больна и отказывается от его тулупа, он вынужден соврать ей, 
что тулуп казенный и «по закону арестованным полагается».
Непреклонность М. поражает даже ее товарища по ссылке 
Рязанцева, который называет ее «сектанткой» и «настоящей боярыней 
Морозовой». Знаменательны и слова Рязанцева: сломать ее можно. «Вы 
и то уж сломали... Ну, а согнуть, — сам, чай, видел: не гнутся этакие».
Умершая вскоре «сердитая барышня», которую жандармы назвали 
«чудной» за то, что она «как приехала, так прямо к ссыльному пошла», 
не выходит из головы Гаврилова, причем именно его-то образ и не 
брался в расчет радикалами, распространившими рассказ в России как 
пропагандистское, антиправительственное произведение. Сам же автор, 
положив в основу рассказа реальную историю (прототип — Е. Л. 
Улановская), явно хотел уйти от прямолинейности, показав сложность, 
а временами трагическую безысходность взаимоотношений с людьми. 
Гаврилов говорит: «От меня она зла не видала, а я на ней зла не 
помню», выражая тем самым свою приверженность христианской этике. 
Сугубо человеческие, родительские мотивы движут матерью М., 
которая, продав унаследованный дом, отправляется к своей «голубке», 
которая хоть и «побранит, рассердится», а «все же рада будет». 
Искренне плачет по безвременно погибшей жизни Чудной и «гулящая» 
девка со станции. Наконец, состраданием и томлением полна душа 
самого автора-повествователя. И только героиня — бесстрастная, 
хладнокровная, вот еще одно значение ее фамилии — остается 
охваченной идеей борьбы. Современникам Короленко характер М. 
казался символом силы духа, готовности к революционному 
самопожертвованию.
Hosted by uCoz